Обязанности и грехи сердца

Из обязанностей сердца:

Верить в Аллаhа надлежащим образом и во всё что передано от Аллаhа (Его законы, Писания).
Верить в Посланника Аллаhа, мир Ему и благословение, надлежащим образом и во все что передано от Посланника Аллаhа (дозволение и запрещение и др.).
Возвеличивать то, что символизирует Ислам, т.е. известное как относящееся к Исламу, например: хадж и азан.
Любить Аллаhа, возвеличивая Его предписанным образом.
Любить Кур‘ан, возвеличивая его.
Любить Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, его сподвижников, семейство и праведных (выполняющих обязанности и не совершающих грехов) мусульман.
Терпеть, подавляя нафс и сдерживая его от приятного (но запретного) или выдерживая трудное (но обязательное). К обязательному относятся три вида терпения:
— в соблюдении обязанностей;

— в избегании запретного;

— в посланных Всевышним испытаниях.

Из грехов сердца:

Сомнение в существовании Аллаhа или в Его единственности или справедливости, что является неверием.
Отрицание предопределения Аллаhа, что является неверием.
Испытывать ненависть к сахабам. Испытывать ненависть ко всем сахабам является неверием. Испытывать ненависть к одному из них, например к Абу Бакру, ‘Умару, ‘Усману или ‘Али является большим грехом.
Испытывать ненависть к семейству Пророка и к благочестивым мусульманам.
Уверенность в безнаказанности. То есть, совершать грех и быть уверенным наперед, что Аллаh простит за это. Если же человек убежден, что мусульманину не вредит совершение греха, то это является неверием.
Потеря надежды на милость Аллаhа. Когда мусульманин уверен наперед, что Аллаh не простит его. Если же человек убежден в том, что Аллаh не простит, даже после правильно совершенного покаяния, то это является неверием.
Проявлять высокомерие в принятии истины или смотреть на себя с чувством превосходства и величия над остальными, презирая их.
Лицемерие (ар-рия) – совершение благих деяний ради похвалы людей. Этот грех лишает вознаграждения данного дела.
Плохо думать об Аллаhе, т.е. думать, что Аллаh не простит грехи, а накажет.
Завидовать, т.е. испытывать неприязнь к благам другого мусульманина, желая, чтобы он утратил их и действовать вследствии этого, навредив какими-то действиями или приняв решение об этом.

Грехи органов тела

Это грехи, совершаемые другими семью органами тела, помимо сердца, а именно:

Из грехов живота:

Употреблять мертвечину, т.е. то, что зарезано не по Шариату. Разрешено, не зарезав, употреблять в пищу саранчу. Не употребляются в пищу морские животные, кроме рыб. Не разрешается (макруh-тахримий) употреблять умершую своей смертью рыбу, которая всплыла на поверхность воды.
Употреблять полученное путем ростовщичества – является большим грехом.
Употреблять хамр и другие опьяняющие напитки, даже в малом количестве.

Из грехов глаз: смотреть на ‘аурат.

Аурат для мужчины — область его тела от пупка до колена включительно (то есть, кроме жены никто не может видеть эту область неприкрытой).

Аурат для женщины:

— перед посторонним мужчиной – все тело, кроме лица, кистей рук и стоп (дозволено смотреть на лицо, кисти рук и стопы без вожделения);

— перед мужчиной махрамом – из под груди до колена включительно; перед женщиной-мусульманкой – от пупка до колена включительно (например, мать не может смотреть на непокрытую область тела своей совершеннолетней дочери от пупка до колен).

Между мужем и женой аурат отсутствует.

По единогласному мнению ученых лицо женщины не является ‘ауратом.

Из грехов языка:

Аль-гыйба (злословие) – это обсуждать мусульманина (его качества, имущество) в его отсутствие, если ему это не нравится.
Ан-намима (сплетни) – это передача слов одного другому (о нем) с целью поссорить их.
Ложь, даже в шутку.
Ал-казф – это любые слова, которыми обвиняют человека или кого-то из его родственников в прелюбодеянии прямой речью или намеком.
Давать религиозные заключения (ответы) без знаний – это большой грех.
Причитать громким голосом, рыдая и перечисляя хорошие качества умершего, например: «наша защита, наша опора».
Любые слова, подстрекающие к совершению запретного или ослабляющие в выполнении обязанностей.

Из грехов ушей:

Слушать запрещенные звуки (духовые и струнные музыкальные инструменты), например, дудку, танбур.
Слушать злословие, сплетни и другие запрещенные виды речи, а также слова людей, которые не желают, чтобы их слышали. Но если услышал не по собственному желанию, то не попадает в грех. По возможности, обязан предотвратить харам, ибо покинуть место совершения греха.

Из грехов рук:

Убийство без права.
Воровство – скрытое хищение имущества.
Бить без права.
Прикасаться к коже, волосам (зубам, ногтям) посторонней женщины преднамеренно, без преграды (например одежда) или через преграду, но с вожделением.
Писать то, что запрещено произносить, например слова неверия, ругательства и др.

Из грехов половых органов:

Прелюбодеяние – это проникновение полового органа мужчины во влагалище женщины, запретной ему.
Ал-ливат – проникновение полового органа мужчины в задний проход.
Истимна, т.е. онанизм.

Из грехов ног:

Идти совершить грех, воровство, прелюбодеяние, сплетни, избегание обязательств.
Вытягивать ногу в сторону Кур‘ана, находящегося неподалеку на одном уровне с ногой.
Переступать через плечи сидящих в мечети, причиняя неудобство и вред. Но не запрещено для занятия свободного места (аккуратно, не нанося вред).

Из грехов тела:

Неповиновение родителям, т.е. причинение им вреда и нанесение обиды.
Прерывать связь с родственниками по линии отца, матери.
Составлять компанию человеку, придерживающемуся новшеств в убеждениях, проявляя дружелюбие (сердечность). Или сидеть вместе с грешником, показывая свое дружелюбие, при совершении им греха. Но находиться с ними ради разрешения нужды не запрещено.
Носить мужчине, достигшему половой зрелости, изделия из золота, серебра и шелка, за исключением серебряного кольца. Данный запрет не распространяется на женщин.
Уединение с посторонней женщиной, так, что отсутствует третий достоверный, вызывающий стеснение.
Путешествовать женщине на расстояние дня и более без сопровождения махрама, например, отца, брата или мужа.
Присутствовать без оправдания при совершении греха. В случае, если не в состоянии предотвратить грех, то должен покинуть место его совершения.

Покаяние

Каждый мукалляф (половозрелый, разумный) обязан немедленно совершать покаяние от грехов, как малых, так и больших. Т.е. сожалеть о том, что ослушался повеления Аллаhа. Прекратить совершение греха. Иметь намерение (решение) никогда не возвращаться к этому греху. Если же совершенный грех был связан с невыполнением фарда, например, с невыполнением намаза или поста, то необходимо возместить его. А если грех был связан с правами другого, например, украл имущество, оскорбил, то должен восстановить его права или просить прощения.



Перейти к содержимому