Хадж

Хадж (паломничество) — это целенаправленное посещение Ка‘бы для выполнения определенных ритуалов. Ка‘ба — это самая древняя мечеть, построенная первым человеком — Пророком Адамом, мир Ему. В Кур‘ане сказано о Ка‘бе, что это первое сооружение для поклонения нашему Создателю — Аллаhу Всевышнему (3:96,97):

إِنَّ أَوَّلَ بَيْتٍ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكًا وَهُدًى لِلْعَالَمِينَ. فِيهِ آيَاتٌ بَيِّنَاتٌ مَقَامُ إِبْرَاهِيمَ وَمَنْ دَخَلَهُ كَانَ آمِنًا وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا وَمَنْ كَفَرَ فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ.
«Воистину, первым домом, который был построен Адамом для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут для миров как благословение и руководство к спасению. В нём есть ясные знамения: там находится макам Ибраhима — то место, где стоял Пророк Ибраhим. Тот, кто войдет в эту мечеть, окажется в безопасности».

История паломничества уходит в древность. Когда Аллаh повелел Пророку Ибраhиму призвать людей к совершению хаджа, Пророк спросил: «А как призвать, чтобы уcлышали все?». В ответ Ибраhиму было дано Откровение о том, что Аллаh Сам даст услышать призыв Пророка. Известно о том, что все Пророки после Ибраhима выполняли паломничество. Когда Пророк Ибраhим возвестил о том, что Аллаh повелел совершать паломничество, его воззвание услышали те души, которым суждено совершить паломничество с того времени и до Конца Света. А души, которым не было суждено совершить паломничество, не услышали призыва в тот день.

Ритуал хаджа отличается от других основных столпов Ислама тем, что хадж – это обряд особого рода, характеризующийся единством времени и места его совершения. Он совершается лишь в определенное время и в установленном месте, о которых сказано в Кур‘ане . ‘Умра – это малый хадж (или малое паломничество), являющийся фардом по школе имама Аш-Шафи‘ий, который можно совершать в любое время.

Совершение хаджа и ‘умры хотя бы один раз в жизни является обязанностью каждого совершеннолетнего, психически здорового и свободного от рабства мусульманина, имеющего для этого финансовую возможность: средства на дорогу туда и обратно, сверх тех средств, которые необходимы ему на пищу, одежду, жилье (соответствующие его социальному положению), оплату долгов и обеспечение на время его отсутствия тех, кто находится на его содержании.

Польза хаджа для людей – очищение от грехов. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал:

مَنْ حَجَّ فَلَمْ يَرْفُثْ وَلَمْ يَفْسُقْ خَرَجَ مِنْ ذُنُوبِهِ كيَوْمِ وَلَدَتْهُ أُمُّهُ
«Кто совершил хадж, не нарушив его половым актом, и не совершил большие грехи – очистился от грехов и стал чистым, подобно новорожденному».

Рукнов хаджа шесть. При невыполнении рукна (фарда) хадж не считается принятым, даже если паломник режет в искупление жертвенное животное.

Рукны хаджа:

1. Аль-Ихрам – намерение в сердце для совершения хаджа, например: «Я приступил к совершению хаджа (’умры)». Хадж и ‘умра совершаются либо по отдельности, либо, при определенных условиях, можно их совместить.

2. Пребывание в местности ‘Арафат.

Пребывать в местности ‘Арафат необходимо в интервале времени, начиная с момента отклонения солнца от зенита 9-го Зуль-Хиджа и до рассвета дня Праздника (10-го Зуль-Хиджа). Можно находиться в любой части местности ‘Арафат и достаточно быть там хотя бы короткое время. Является Сунной совместить день и ночь во время посещения этой местности, то есть, не уходить до захода солнца. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал: «Хадж — ‘Арафат», то есть, одним из рукнов хаджа является посещение местности ‘Арафат. Тот, кто не успеет посетить местность ‘Арафат до рассвета 10-го Зуль-Хиджа, пропустит хадж.

3. Таваф – обхождение вокруг Ка’бы 7 раз. Время для тавафа – фарда начинается после половины ночи дня Праздника (10-го Зуль-Хиджа). Обхождение начинается со стороны Черного камня, левым плечом к Ка‘бе, и заканчивается там же. Нельзя поворачиваться к Ка‘бе грудью или спиной. Если из-за большого количества людей некоторое расстояние пришлось пройти, повернувшись грудью к Ка‘бе, то этот круг повторяется снова.

В хадже все рукны, кроме тавафа, можно совершать без ууду. Если ууду нарушилось, например, на 5-м круге, то после омовения обхождение продолжается с того места, где находился паломник в момент нарушения ууду. Во время тавафа также необходимо прикрывать ‘ауру (как при намазе).

4. Са’ий – быстрая ходьба между холмами Сафа и Маруа – 7 раз.

Са‘ий считается действительным только после совершения тавафа, начинается от Сафа и заканчивается на Маруа. Ходьба в одном направлении считается за один раз и в обратном направлении также, считается как один раз.

5. Бритье или стрижка волос.

Время для этого рукна начинается после половины ночи 10-го Зуль-Хиджа. Мужчины стригутся наголо или подстригаются. Женщины только укорачивают волосы, им брить голову харам. Минимум сбрить или состричь хотя бы три волоска с головы, а для тех, у кого нет волос на голове, является желательным провести по голове бритвой.

6. Соблюдение последовательности в большинстве этих рукнов.

Все перечисленные рукны являются рукнами и для ‘умры, кроме пребывания в местности ‘Арафат.

Для этих рукнов есть фарды и условия, которые необходимо соблюдать.

Что запрещено после ихрама во время хаджа или ‘умры:

Использовать и мужчинам и женщинам то, что используется для запаха на теле или одежде, как, например, духи, мыло, шампунь или зубная паста с запахом. Если что-то из этого паломник использовал сознательно, то он должен дать фидья (искупление);

Смазывать голову или бороду маслом, жидким воском или жиром;

Стричь ногти на пальцах ног или рук. Если сломался ноготь и это вредит паломнику, то можно отрезать только эту часть ногтя;

Стричь или выдергивать волосы на голове или других частях тела. Не допускается выдергивать волосы на голове даже расческой;

Половой акт во всех его проявлениях и прелюдия к нему (взгляды с вожделением, поцелуи и другие предварительные ласки). Если мухрим только смотрел с вожделением, не совершив никаких действий, то искупления нет;

Заключать брак (никях), так как он является недействительным;

Охотиться на диких животных и птиц, разрешенных для употребления в пищу по Шариату. Что касается несъедобных морских или домашних животных, то на них можно охотиться;

Мужчинам запрещено закрывать голову, в том числе полностью накрывать ее полотенцем при вытирании после душа или одеялом во время сна;

Мужчинам нельзя надевать пошитую одежду, как на все тело, так и на его часть, например, рубашку;

Женщинам запрещается закрывать лицо и одевать перчатки.

Тот, кто, будучи в ихраме, сознательно и не под угрозой смерти нарушил один из запретов, перечисленных выше, совершил грех, за который должен дать искупление (фидья). У того, кто совершил половой акт до 1-го тахаллюль, хадж нарушается, но он обязан продолжить этот хадж и на следующий год совершить хадж заново в качестве долга. Тот, кто нарушил ‘умру, должен ее завершить до конца, а потом сразу же отдать долг, сделав намерение о совершении ‘умры в местности Ат-Тан‘им, где находится мечеть жены Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, ‘Айши.

Обязанности паломника в хадже:

Приступить к ихраму от миката. Например, микат для жителей Медины и для тех, кто приезжает совершить хадж со стороны Медины, — Зуль-Хуляйфа, в наше время известная под названием «Абар ‘Алий» («Колодцы ‘Али»).

Переночевать в местности Муздалифа или хотя бы пройти по этой местности после половины ночи дня Праздника (10-го Зуль-Хиджа) – обязанность при совершении хаджа (не для ‘умры), согласно одному из мнений теологов. По другому мнению – это необязательно (Сунна). В Муздалифе собирают камешки, общим количеством 70 штук. Тот, кто хочет ночевать три ночи в местности Мина, собирает 70 камешков, а тот, кто захотел уехать оттуда до захода солнца второго дня Ат-Ташрик, собирает 49 камешков;

Переночевать в местности Мина (провести в Мине большую часть ночей в дни Ат-Ташрик). Если паломника застал в Мине заход солнца второго дня Ат-Ташрик, то он обязан остаться и бросать камешки в третий день. Есть мнение, что ночевать в Мине является Сунной;

Бросить семь небольших камней в колодец под названием «аль-‘акаба» в период времени, начинающийся со второй половины ночи дня Праздника (10-го Зуль-Хиджа) и до последнего дня Ат-Ташрик;

Бросать по семь камней в каждый из трех колодцев в дни Ат-Ташрик, начиная с «аль-‘акаба» (ближайший колодец к Мекке). Время бросания начинается после отклонения солнца от зенита для каждого дня Ат-Ташрик.

Если паломник боится за себя из-за давки, то может отложить бросание всех камней на последний день Ат-Ташрик;

Прощальный таваф (1 раз) – согласно одному из мнений в школе имама Аш-Шафи’ий. Его лучше выполнить как Сунну.

Хадж тех, кто не выполнил вышеперечисленные обязанности, не нарушается, но они совершают грех, за который должны дать искупление (фидья). За каждое нарушение – грех и за каждое нарушение необходимо дать фидья – зарезать барана. При невыполнении какого-либо рукна, хадж считается несовершенным, и фидья не помогает.

В Мекке и в Медине запрещено вырывать или обрезать растения. Этот запрет распространяется не только на мухримов (паломников), но и на местных жителей. Если растение засохло, но корень еще «живой», то можно обрезать только засохшую часть. Вырвать растение можно только в том случае, если оно засохло вместе с корнем. Также в Священных местах городов Мекки и Медины запрещено охотиться, независимо от того, мухрим он или нет. В Мекке, при нарушении данного запрета, нужно давать искупление, а в Медине искупление за это не дается.

В одном из своих изречений Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал о том, что тот, кто посетит Его могилу, удостоится Его заступничества в День Суда (передал Ад-Дарокутний). Именно по этой причине миллионы мусульман, приезжающих в паломничество, непременно желают посетить могилу Посланника Аллаhа, мир Ему и благословение. Также посещение могилы Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, является Сунной, подтвержденной иджма’.



Перейти к содержимому