Акт бракосочетания

В отличие от других религиозных актов здесь участники должны быть предельно внимательны и осведомлены о процедуре никаха, потому что если нарушается хотя бы одно из необходимых условий, которые перечислены ниже, акт бракосочетания является неправильным и, следовательно, недействительным.

Условия бракосочетания:

Попечитель невесты, два свидетеля и будущие супруги, которые не имеют препятствий для заключения брака (например, женщина замужем и находиться в периоде ‘идда[1]). Во время акта бракосочетания должны быть произнесены соответствующее предложение и ответ. Например, отец говорит (в прошедшем времени): «Я отдал свою дочь тебе в жены», и жених отвечает: «Я принял ее в жены». При этом не имеет значения, как были сказаны эти слова – в шутку, в гневе или всерьез.
Мусульманин может жениться на мусульманке, христианке или иудейке. Мусульманка же может выйти замуж только за мусульманина. Брак мусульманки с не мусульманином запрещен, об этом сказано в Кур‘ане (Сура «Аль-Мумтахина», Аят 10), означающее: «Если узнали, что они верующие (женщины), то не возвращайте их кяфирам. Они не считаются халялем для кяфиров и кяфиры не халяль для них».
Акт бракосочетания может проводиться на любом языке, но обязательно, чтобы свидетели понимали смысл произносимых при заключении никаха слов.
Временный никах (например, на год) считается недействительным.

Желательно, чтобы при совершении акта бракосочетания читали проповедь. Передали Абу Дауд и другие от Абдуллаhа ибн Мас’уда, который сказал, что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, учил нас следующей проповеди: «Хвала Аллаhу, Которого мы молим о помощи и прощении, у Которого мы просим защиты от зла наших душ и наших скверных деяний. Кого Аллаh наставляет на истинный путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллаh ввел в заблуждение, того уже никто не поведет истинным путем. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаhа, и что Мухаммад – Его раб и Посланник».

Потом читаются аяты из Кур‘ана, которые означают: «О, люди, бойтесь Аллаhа, Который создал вас от одного человека (Адама), из которого Аллаh создал Хавву, и от них появилось много мужчин и женщин. Бойтесь Аллаhа, к Которому вы обращаетесь и просите. Поддерживайте связь с родственниками, воистину Аллаh видит и знает о вас и ваших деяниях» (Сура «Ан-Ниса», Аят 1). «О, те, которые уверовали! Бойтесь Аллаhа и держите путь богобоязненности и держите веру Ислам до смерти» (Сура «Аль-Имран», Аят 102). «О, те, которые уверовали! Бойтесь Аллаhа и говорите благое и правду, и Аллаh дарует вам благочестивые деяния и прощает вам ваши грехи. Тот, который боится Аллаhа, покорен Аллаhу и слушает Его Посланника, получит великое вознаграждение». (Сура «Аль-Ахзаб», Аяты 70-71).

Читать эту проповедь – Сунна. Сказано также, что если не читать из этой проповеди ни слова, никах все равно считается правильным (естественно, если выполняются все необходимые для акта условия). Исламские ученые пришли к единогласному мнению в этом вопросе, поэтому не следует принимать во внимание слова тех, которые отрицают это.

После заключения акта бракосочетания, поздравляя мужа, является сунной говорить следующие слова: «Баракаллаhу ляка ва баракаллаhу ‘аляйка ва джама’а байнакумаа фии хайр», это означает: «Да благословит вас Аллаh и даст вам жить в добре». Сунна также желать молодоженам: «Да благословит Аллаh ваш союз и даст вам жить в добре».

Передали от Абу hурайры имамы Абу Дауд, Ат-Тирмизий, Ибн Маджаh и другие, что Пророк, мир Ему и благословение, когда кто-либо женился, поздравлял этого человека следующими словами: «Да благословит вас Аллаh и даст жить в добре». Сказал Ат-Тирмизий, что это правдивый хадис.

На никах является сунной приглашать гостей и угощать их. Меню свадебного стола зависит от состоятельности и возможностей человека.

Накрывать стол можно сразу после акта никаха, но лучшее время – после первой половой близости.

Если человек приглашен на свадебный стол, он обязан прийти, если не имеет уважительных причин для отказа (но не обязан принимать пищу). Уважительной причиной, например, может быть следующее: приглашенный знает, что на свадьбе будут нарушать Шари‘ат (пить спиртное или подобное), тогда ему нельзя идти. Но он обязан пойти в том случае, если знает, что в его присутствии нарушения прекратятся.

Если приглашенный человек соблюдает пост – сунну и видит, что не имеет возможности отказаться, ему лучше прервать пост.

Требования к попечителю:

Он должен быть мусульманином, исключением является только тот

случай, когда невесту, христианку или иудейку, выдает замуж ее отец, имеющий с ней ту же религию; должен быть совершеннолетним, разумным.

Попечителем не может быть раб, ребенок, сумасшедший, и неверующий для мусульманки.

Требования к свидетелям:

Они должны быть мусульманами, свободными от рабства, разумными, достигшими половой зрелости. Свидетелями должны быть двa мужчины или один мужчина и две женщины, они могут быть достоверными и недостоверными, по мнению имама Абу Ханифа. По мнению имама Аш-Шафи’ий свидетелями могут быть только достоверные мужчины, то есть о которых известно, что они не совершают больших грехов, не повторяют постоянно малые грехи, имеют высокую мораль и искреннее намерение. Также имам Аш-Шафи’ий считает, что женщина не может быть свидетелем.

Свидетели должны слышать, видеть, говорить и быть в здравом уме и не должны заниматься не престижной деятельностью. Свидетелем не может быть слепой, глухой или немой, не контролирующий свою речь, и тот, кто занимается не престижной работой.

Попечителем по приоритету должен быть:

— Отец невесты.

— Дед невесты (отец отца).

— Брат невесты, родной по отцу и по матери.

— Брат невесты, родной по отцу.

— Сын брата невесты, родного по отцу и по матери.

— Сын брата невесты, родного по отцу.

— Брат отца, родной по отцу и по матери.

— Брат отца, родной по отцу.

— Сын брата отца, родного по отцу и по матери.

— Сын брата отца, родного по отцу.

Если не нашли никого из родных, то попечителем невесты может быть бывший хозяин, если она раньше была рабыней. Если такого нет, то попечителем будет правитель или тот, кто его заменяет, или же кто заменяет его из ответственных духовных лиц, например, судья.

Если свободная, совершеннолетняя, разумная женщина вышла замуж без попечителя, никах, по мнению имама Абу Ханифа, считается правильным; по мнению его учеников (Абу Юсуфа и Мухаммада) и имама Аш-Шафи’ий никах будет правильным только с попечителем.

Очень важно контролировать последовательность в приоритете. Если кто-то выдал невесту замуж, и позже оказалось, что есть кто-то более близкий к ней по приоритету соответствующий всем вышеперечисленным условиям, в этом случае акт считается недействительным.

Нельзя прямо предлагать выйти замуж женщине, которая находится в периоде ‘идда, независимо от вида ‘идда – после развода с возможностью возврата или после трехкратного окончательного развода, или же после смерти мужа, или после прерывания акта никаха. И этой женщине также нельзя давать прямо положительный ответ, если даже ей предложили выйти замуж. Нельзя сказать ей: «Я хочу жениться на тебе» и нельзя ей ответить «Я согласна».

Во время срока ‘идда можно дать женщине понять, что есть желание жениться на ней, в случае если она вдова, или в безвозвратном разводе. Например, мужчина может сказать женщине: «Найдется много желающих жениться на тебе».

Вышесказанное не относится к тому случаю, когда выйти замуж предлагает бывший муж, с которым женщина только что развелась (в первый или во второй раз), или с которым прервала никах. В этой ситуации он может предлагать, а она может давать положительный ответ прямо.

Если женщина уже засватана, то есть уже определенно известен жених, нельзя предлагать свою кандидатуру. Но не запрещено договариваться с женихом, чтобы он дал самоотвод. Можно также предложить себя в качестве жениха в том случае, если родители невесты отказались от предыдущего претендента.

Нельзя свататься к замужней женщине – это харам. Мужчина совершает грех, если говорит замужней женщине: «Я хочу жениться на тебе».

Отец или дед (если нет отца) могут заставить девушку (девственницу) выйти замуж за достойного человека (знает и соблюдает религиозные обязанности), который имеет возможность немедленно обеспечить махр – калым. Если же она не девственница, они не имеют права заставить ее выйти замуж. Для этого необходимо получить ее конкретное согласие, причем после достижения ею половой зрелости.

Если женщина вышла замуж без равенства, то попечители могут расторгнуть брак. К равенству относится род, религия, состоятельность.

Запрещается мужчине уединяться с женщиной аль-аджнабийя[2], даже если это та женщина, на которой он хочет жениться. Уединение – это нахождение мужчины и женщины отдельно так, чтобы их не видело третье лицо, которого бы они стеснялись. Сказал Пророк, мир Ему и благословение: «Когда мужчина и женщина уединяются, то третий с ними – шайтан». Передал Ат-Тирмизий.

Далее, рассмотрим, что мужчине разрешается видеть у женщины:

1. Если женщина чужая, то есть не махрамийя[3], нельзя смотреть на любые открытые части ее тела, кроме лица и кистей рук, а также ступней ног (по одному из высказываний ученых по школе имама Абу Ханифа). Но даже на лицо и кисти рук нельзя смотреть с плохим намерением (с похотью и вожделением). На остальную часть тела (‘аура[4]) смотреть запрещено. Это передали и подтвердили все ученые, среди которых имамы Аль-Кадый ‘Ияд Аль-Маликий, ибн Хаджар Аль-Хайтами (мазhаб[5] имама Аш-Шафи‘ий). Последний сказал, что нельзя запрещать женщине выходить на люди с открытым лицом. Женщина не обязана закрывать лицо и кисти рук перед чужими мужчинами.

2. К своей жене мужчина может прикасаться и видеть любую часть ее тела.

3. Если женщина махрамийя, то мужчина может видеть все, что выше пупка и ниже колен. Родной женщина может быть по крови (мать, дочь, бабушка, родная сестра), по груди (молочная сестра, молочная мать, т.е. кормилица) или же в результате бракосочетания (мать жены).

4. У женщины, на которой хочет жениться мужчина, может видеть только лицо и кисти рук. При этом лицо говорит о красоте женщины, а руки – о ее здоровье.

[1] идда — период, в течение которого вдова или разведенная женщина не имеет права выходить замуж

[2] аль-аджнабийя – женщина-не махрамийя, то есть та, с которой потенциально разрешено вступать в брак

[3] махрамийя – родственница мужчины, на которой согласно Шариату ему нельзя жениться (например, родная сестра, мать, тетя, бабушка, дочь, внучка и т.д.)

[4] ’аура — определенная часть тела, которая должна быть прикрыта в присутствии чужих людей – аджнабий (т.е. с которым потенциально разрешено вступать в брак) и при совершении намаза

[5] мазhаб – религиозная правовая школа



Перейти к содержимому