Развод в исламе и его виды

Вопросам развода следует уделить особое внимание, потому что отсутствие знаний о разводе может привести к тому, что мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой, и будет продолжать жить с ней, при этом совершая большой грех.

Развод можно условно разделить на два вида:

Однозначный (сарих) – не нуждается в намерении. Пример: муж говорит жене: «Я разошелся с тобой» или «Ты разведена». В этом случае развод производится независимо от того, какое намерение было у мужчины, в гневе говорил он это или в шутку.

Смысловой (киная) – зависит от намерения. Пример: мужчина говорит: «Я не хочу тебя больше видеть» или «Ты мне больше не нужна», «Отчитывай ‘идда», «Закрой свой ‘аурат». Если у него было намерение разводиться, то данные слова являются разводом, иначе – не являются.

Также развод делится на: 1) ридж’и – это развод, который дает право вернуть жену в период ‘идды без никаха и без каких-либо условий; это разрешается после первого и второго развода, после третьего запрещается;

2) баин – развод, который прерывает брак, и без нового акта никаха бывшие супруги не могут вернуться друг к другу; этот вид развода действует для первого и второго развода.

Свободный от рабства мужчина имеет право разводиться с женой не более трех раз. Трехкратный развод может производиться как в различное время, так и одновременно. Если мужчина говорит жене: «Я развелся с тобой троекратно», или если он сказал: «Ты разведена», и его намерение при этом было, что это троекратный развод, то в этих случаях развод засчитывается как троекратный развод даже в ее отсутствии.

После трехкратного развода мужчина уже не может вновь жениться ан бывшей жене, пока не будут выполнены следующие пять условий:

Должен пройти срок ее ‘идда после развода с бывшим мужем.
Должна выйти замуж за другого.
Иметь с новым мужем половой акт.
Развестись со вторым мужем.
Должен пройти срок ее ‘идда после развода со вторым мужем.
По этому вопросу все исламские ученые имеют единогласное мнение, иные мнения неверны. Если мужчина подряд повторяет жене три раза слова: «Ты разведена», причем с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод, иначе – троекратный.

Если мужчина развелся троекратно одним словом, то это является троекратным разводом. Передал это единогласное заключение ибн Аль-Мунзир в своей книге «Аль-Иджма’а». Это учение имамов Шафи’ий, Абу Ханифа, Ханбалий, Малики и других. Ибн Таймия отклонился от этого заключения. Это одно из его заблуждений, из-за которых он отступил от веры.

Развод может быть связан с каким-либо условием или не связан, но в любом случае это развод. Как, например, муж говорит жене: «Ты разведена». Этот развод не связан с какими-либо условиями. Или другой пример: муж говорит: «Ты разведена, если пойдешь к соседке». При выполнении этого условия она разведена, то есть если она пойдет к соседке, то будет развод.

Различают следующие три вида развода:

Развод-Сунна – мужчина, имеющий намерение развестись, разводится тогда, когда женщина находится в чистом периоде без совершения полового акта.

Развод-бид‘ий (является харамом) – когда мужчина разводится с женой в период менструации или послеродовых выделений, или в чистом периоде, в котором совершил с ней половой акт.

Развод, который не является Сунной и не бид‘ий – если мужчина разводится с женой во время ее беременности, или если она пожилая (т.е. наступил возраст прекращения менструации), или по возрасту очень юная (не достигла половой зрелости), или в том случае, если вообще не имел с ней половых отношений.

Если мужчина разводится без причины с ее стороны (после совершения полового акта), то он должен дать жене мут‘а – подарок (компенсацию). Размер мут‘а не ограничен конкретной суммой, но желательно, чтобы он составлял 30 дирхам и не превысил половины махра. Считается принятым любое мут‘а, независимо от размера, если мужчина и женщина договорились между собой. Если же не договорились — мут‘а устанавливается судьей в зависимости от их состояния.

Возвращение жены к мужу и возобновление брака с разведенной женой

Возврат – это возможность возвращения бывшей жены к мужу после первого или второго разводов в период ее ‘идда. В Аяте 229 Суры «Аль-Бакара» передано, что «кто развелся с женой в первый или во второй раз, может возвратить ее себе без нового брака, пока не закончился срок ‘идда». В этом случае муж может вернуть жену, сказав ей: «Я вернул тебя к моему браку», даже если подобная фраза произнесена в ее отсутствии. Возврат брака может совершаться и без свидетелей, но лучше, если они есть.

Если срок ‘идда закончился, то муж не имеет права возвращать ее к себе, пока не совершит новый акт бракосочетания в присутствии попечителя и двух свидетелей.


Перейти к содержимому