Воспитание детей

Воспитание детей один из самых важнейших вопросов. Со дня своего рождения ребенок находится под защитой и ответственностью родителей. Его сердце подобно драгоценному камню – без каких-либо изъянов. Ребенок воспринимает любую информацию, которая оставляет в его сердце след, и руководствуется только ею. И он склоняется в ту сторону, куда его привлекают. Если ребенка учат добру, то он вырастит добрым и ему будет хорошо на этом и на Том Свете. Вместе с ним получат вознаграждение его родители и воспитатели, обучавшие его этому. А если ребенка приучают совершать зло и не уделяют ему должного внимания, то из него вырастет несчастный, ничтожный человек, и несет ответственность за его воспитание каждый, кто принимал участие.

Важно правильно воспитать ребенка. Бывает так, что сын или дочь становятся для своих родителей опорой и поддержкой в соблюдении повелений Аллаhа и, следовательно, причиной вечного счастья на Том свете для родителей. А иногда случается так, что ребенок становится врагом для своих родителей, то есть причиной страданий и несчастий. И некоторые люди склоняются к совершению грехов, потакая своим детям или желая обеспечить их большими возможностями. Аллаh Всевышний сказал в Кур‘ане, что означает: «О, те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их. Если же вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, ведь Аллаh – Прощающий, Милостивый. Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением и смутой. У Аллаhа же есть великая награда».

Имам ибн Маджаh передал изречение Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, в котором говорится, что бывают такие дети, из-за которых отец не использует свое имущество для религиозного развития, он боится, что мало останется семье и детям и не расходует свои деньги как обязательную милостыню. Или для поездки в хадж, или как помощь бедным из родственников, особенно родителям. А есть такие дети, из-за которых отец боится выехать за пределы своего города или поселка, не хочет оставлять своего ребенка из-за боязни, что он может потеряться или может случиться с ним какая-либо другая беда. Так, некоторые родители не едут в паломничество, не посещают своих родственников, живущих далеко.

Каждый должен следить за тем, как он относится к своим детям, и воспитывать их так, как одобряет Аллаh.

Родители должны учить их быть покорными Творцу, приучать выполнять то, что принесет пользу после смерти в вечной жизни. Нужно давать им благие наставления, которые принесут им счастье, как в этом мире, так и на Том свете.

Не давайте ребенку привыкать к наслаждениям, не прививайте любовь к украшениям и стремитесь, чтобы у него не преобладала любовь к развлечениям, потому что дети быстро привыкают к хорошему и к плохому, поэтому их необходимо контролировать с малых лет. Если ребенка воспитывает няня или же для него берут кормилицу, то нужно чтобы она была благочестивой, религиозной мусульманкой. Она должна быть приятной, обходительной и обязательно должна питаться разрешенной по религии пищей, так как в грудном молоке женщины, употребляющей пищу «харам», нет благословения.

Родители должны помнить, что ребенок выросший без должного внимания, в итоге станет человеком с плохими моральными качествами: лгуном, слишком любопытным, некультурным, склонным к беспричинному смеху, не контролирующим свое поведение и поступки. Уберечь ребенка можно, только дав ему хорошее воспитание.

Родители должны подготовить все необходимое для рождения ребенка. После рождения ребенку читается азан в правое ухо и икамат – в левое. Имамы Абу Дауд и Ат-Тирмизий передали, что Абу Рафи видел Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, который читал новорожденному внуку Хусейну в правое ухо азан.

На седьмой день ребенку дается одно из красивых имен и приносится в жертву одна овца – если девочка, и две овцы — если родился мальчик. Все это сунна. Сразу после рождения ребенка совершают особый ритуал: массажируют десна ребенка фиником или же другой сладостью, что также является сунной.

Когда ребенок достигнет возраста мумайиз нужно начать обучать его религии. В первую очередь, его необходимо обучить тому, что Аллаh чист от какого-либо подобия, а также вопросам, которые связанны с исламскими убеждениями. После этого ребенка обучают, как совершать таhарат и какие правила нужно соблюдать при этом. Затем обучают его правильно выполнять намаз и заставляют совершать его, также приучают соблюдать пост. Если ребенок после достижения десяти лет не выполняет намаз, а также не соблюдает пост, если держать пост ему по силам, родители могут применять физическое воздействие. Также необходимо, чтобы ребенок знал, что запрещено говорить, на что запрещено смотреть, что запрещено совершать руками, ногами, сердцем и полностью всем телом, чтобы ребенок сердцем почувствовал опасность и страх перед совершением недозволенного. Не следует соглашаться с мнением невежественных людей, которые говорят, что ребенок еще мал и не понимает того, чему его учат. Имам Аль-Газали в книге «Оживление религиозных наук» после того как перечислил вопросы по убеждениям, сказал: « Ребенку надо давать знать, что перечислено, и выучить это наизусть. Смысл слов раскроется ему постепенно в процессе его развития». После этого ребенка необходимо обучать чтению Кур‘ана, изречениям Пророка, мир Ему и благословение, и благочестивых людей, рассказывать ребенку о жизни и поступках богобоязненных, чтобы его сердце наполнялось любовью к ним, и чтобы в своей жизни ребенок стремился подражать им.

Когда ребенок ведет себя хорошо — поощряйте его.

Один из аулия (который пошел по пути богобоязненности, знал свои обязанности и умел защищать себя от запрещенного) – Саhль ибн Абдуллаh Ат-Тустури, рассказывал, что когда ему было три года, он вставал ночью и наблюдал за дядей – братом матери – Мухаммадом ибн Сивара, когда тот читал намаз. Однажды после намаза, дядя подошел к нему и сказал:

— Разве ты не читаешь зикр и не вспоминаешь Аллаhа, который тебя создал?

— А как это?

— Повтори перед сном сердцем три раза без участия языка «Аллаhу ма’и», то есть «Аллаh знает все, что я делаю», и повтори еще три раза «Аллаhу назырун иляйя» — «Аллаh видит меня».

Ребенок повторял эти слова по ночам, потом сообщил своему дяде. Ему было сказано, чтоб он повторял этот зикр по семь раз. Через некоторое время ребенок сказал, что соблюдает это. Дядя потребовал, чтобы он повторял этот зикр по одиннадцать раз.

Ребенок повторял этот зикр и ощущал особую радость в своем сердце от этого. После того, как прошел год, дядя сказал ему: «Запомни и сохрани в своем сердце до смерти то, чему я тебя учил. Это принесет тебе пользу в этой жизни и на Том свете».

Саhль повторял этот зикр и получил от этого особую радость. Дядя ему говорил: «О, Саhль, кто думает и вспоминает, что Аллаh видит его и знает о нем, тот разве станет грешить? Будь осторожен и огради себя от грехов».

Потом дядя отправил его к учителям в медресе изучать Кур‘ан, и примерно в шесть – семь лет он выучил Кур‘ан наизусть. Саhль часто соблюдал пост. Его пищей был ржаной хлеб без соли и бульона. Он долго путешествовал, потом вернулся домой. Все ночи он стал использовать для молитв.

Из этой истории мы видим, что необходимо приучать ребенка к полезному с малых лет. А также стараться в этом возрасте приучить его к неприхотливости, чтобы он умел довольствоваться малым, смог с готовностью принимать невзгоды и трудности, посылаемые Богом. Следует воспитать в нем чувство упования на Аллаhа, чтобы он понимал, что никто из созданных не получит более того, что Аллаh предназначил ему, — так он научится в трудные моменты жизни удерживать себя от нарушений Божьего Закона, не свернет на путь легкого, но греховного приобретения благ этой жизни. Следует воспитать в ребенке терпение, которое поможет ему совершать благие деяния и удержать себя от греха.



Перейти к содержимому