Категории мусульман, для которых Джум’а-намаз является обязательным:
- Для проживающего в населенном пункте или его окрестностях. И не является обязательным для мусафира (путника) и для проживающего в маленьком населенном пункте.
- Для свободного, здорового. Джум’а-намаз не является обязательным для больного, который не может прийти в мечеть из-за своей болезни или ожидаются осложнения в связи с этим.
- Для мужчин Джум’а-намаз является обязательным, а для женщин не является обязательным.
- Для разумного, не сумасшедшего.
- Для совершеннолетнего, не ребенка.
Условия правильного выполнения Джум’а:
- Должно быть выполнено в самом населенном пункте или в его окрестностях.
Окрестность – это то, что присоединено к городу, используется на его благо и не является малым населенным пунктом.
- Время намаза Аз-Зуhр. Нельзя выполнять Джум’а-намаз до времени и во время, когда солнце в зените.
- Необходим имам, который занимается проведением Джум’а.
- Хутба (проповедь), проводимая во время Аз-Зуhр до совершения намаза.
Хутба – это длинный зикр, минимальная длина которого, как ташаhhуд — по мнению учеников имама Абу Ханифы, по мнению же самого имама, минимум произнести хотя бы тахмид, или же таhлиль, однако если ограничиться лишь этим является макруhом-танзиhий. Является Сунной, чтобы между двумя хутбами было сидение. Вторая хутба является Сунной.
- Необходим коллектив (джама’ат), состоящий из трех совершеннолетних мужчин, кроме имама (так сказали имам Абу Ханифа и Мухаммад), а по мнению Абу Юсуфа – двое совершеннолетних мужчин и имам. Не является условием, чтобы именно эти люди присутствовали на проповеди. Не выполняется намаз-Джум’а отдельно.
- Должен быть общий доступ, т.е. должно быть разрешено заходить в мечеть всем, кто желает, не должно быть препятствия для входа в мечеть. Если закрыты двери для общего доступа людей или разрешается вход только определенному контингенту людей, то Джум’а не проводится.
Если мусульманин успел только на ташаhhуд имама, или же только на саджда-саhу, намаз опоздавшего принимается.