Джум’а намаз

Категории мусульман, для которых Джум’а-намаз является обязательным:

  • Для проживающего в населенном пункте или его окрестностях. И не является обязательным для мусафира (путника) и для проживающего в маленьком населенном пункте.
  • Для свободного, здорового. Джум’а-намаз не является обязательным для больного, который не может прийти в мечеть из-за своей болезни или ожидаются осложнения в связи с этим.
  • Для мужчин Джум’а-намаз является обязательным, а для женщин не является обязательным.
  • Для разумного, не сумасшедшего.
  • Для совершеннолетнего, не ребенка.

Условия правильного выполнения Джум’а:

  • Должно быть выполнено в самом населенном пункте или в его окрестностях.

Окрестность – это то, что присоединено к городу, используется на его благо и не является малым населенным пунктом.

  • Время намаза Аз-Зуhр. Нельзя выполнять Джум’а-намаз до времени и во время, когда солнце в зените.
  • Необходим имам, который занимается проведением Джум’а.
  • Хутба (проповедь), проводимая во время Аз-Зуhр до совершения намаза.

Хутба – это длинный зикр, минимальная длина которого, как ташаhhуд — по мнению учеников имама Абу Ханифы, по мнению же самого имама, минимум произнести хотя бы тахмид, или же таhлиль, однако если ограничиться лишь этим является макруhом-танзиhий. Является Сунной, чтобы между двумя хутбами было сидение. Вторая хутба является Сунной.

  • Необходим коллектив (джама’ат), состоящий из трех совершеннолетних мужчин, кроме имама (так сказали имам Абу Ханифа и Мухаммад), а по мнению Абу Юсуфа – двое совершеннолетних мужчин и имам. Не является условием, чтобы именно эти люди присутствовали на проповеди. Не выполняется намаз-Джум’а отдельно.
  • Должен быть общий доступ, т.е. должно быть разрешено заходить в мечеть всем, кто желает, не должно быть препятствия для входа в мечеть. Если закрыты двери для общего доступа людей или разрешается вход только определенному контингенту людей, то Джум’а не проводится.

Если мусульманин успел только на ташаhhуд имама, или же только на саджда-саhу, намаз опоздавшего принимается.

 

 



Перейти к содержимому