Как выполняется намаз (на примере намаза Аз-Зуhр)

Как выполняется намаз (на примере намаза Аз-Зуhр)
Намаз «Аз-Зуhр» состоит из 4-х рак‘атов (циклов намаза). Для правильного выполнения намаза должны быть соблюдены следующие требования:

Направление в сторону Ка‘бы: обязательно – стоять, повернувшись грудью в сторону Ка‘бы, которая находится в городе Мекка;

Намерение: обязательно сделать намерение о выполнении намаза «Аз-Зуhр» во время произнесения такбира – слов «Аллаhу Акбар». Достаточно «сказать» в сердце: «Я намерился(лась) выполнить обязательный намаз «Зуhр»;

Произнесение слов такбира: обязательно – сказать: «Аллаhу Акбар» так, чтобы слышать себя. Желательно (Сунна), но не обязательно при такбире мужчинам поднять ладони до уровня ушей и прикоснуться подушечками больших пальцев к мочкам ушей, а женщинам – поднять ладони до уровня плеч;

Стояние (кыям): обязательно – стоять в обязательном намазе при чтении Суры «Аль-Фатиха», если человек в состоянии это сделать. Рекомендуется держать руки ниже груди и выше пупка (для мужчин) или на груди (для женщин), чтобы правая рука находилась поверх левой и держала запястье левой руки;

Чтение Суры «Аль-Фатиха»: обязательно чтение Суры «Аль-Фатиха». Обязательно читать ее так, чтобы слышать себя, соблюдая все правила таджвида и последовательность Аятов. Если кто-то не может правильно читать Суру «Аль-Фатиха», тот должен читать любой отрывок из Кур‘ана, который он умеет читать хорошо, и количество букв в котором не меньше количества букв в Суре «Аль-Фатиха» (156 букв). Если кто-то знает один или более Аятов из Суры «Аль-Фатиха», то может повторять их несколько раз, чтобы было произнесено то же, или большее количество букв, что и в целой Суре «Аль-Фатиха». Если человек не может читать ни одного Аята из Суры «Аль-Фатиха», то читает другие Аяты Кур‘ана, количество букв в которых не меньше, чем в Суре «Аль-Фатиха». А если человек ничего не может читать из Кур‘ана, то должен читать зикр (слова восхваления Аллаhа), например, такой: «Субхана-ллаh, валь-хамду лилляh, ва ля иляhа илляллаh, валлаhу Акбар» («Аллаh превыше всех недостатков, Хвала и Слава – Аллаhу, нет никакого божества, кроме Аллаhа, Аллаh Всемогущ»). Молящийся произносит эти слова столько раз, сколько будет достаточно для того, чтобы минимум получилось то же количество букв, что и в Суре «Аль-Фатиха». Например, произнести слова «Аллаhу Акбар» двадцать раз – достаточно. Имамы Ан-Нававий и Ибн Хиббан передали, что однажды к Пророку, мир Ему и благословение, пришел человек и спросил: «О, Посланник Аллаhа! Воистину, я не могу обучиться чтению Кур‘ана. Научи меня тому, что заменит чтение Кур‘ана». Пророк, мир Ему и благословение, ответил: «Скажи: «Субханаллаh, валь-хамду лилляh, ва ля иляhа илляллаh, валлаhу Акбар. Ва ля хауля ва ля куввата илля билляhиль- ‘Алиййиль-‘Азым»».

В том случае, если мусульманин не может читать ни Суру «Аль- Фатиха», ни что-либо другое из Кур‘ана, ни зикр, то он в течение времени, необходимого для чтения Суры «Аль-Фатиха», молча стоит.

После чтения Суры «Аль-Фатиха» рекомендуется произнести: «Амин» («О, Аллаh! Даруй мне то, что я прошу у Тебя»). Также рекомендуется прочитать хотя бы один Аят из Кур‘ана в 1-м и во 2-м рак‘ате (цикле намаза). До начала чтения Суры «Аль-Фатиха» в 1-м рак‘ате рекомендуется прочесть «исти‘аза» — обращение с мольбой к Аллаhу о защите от шайтана, проклятого Богом;

6. Руку‘ (поясной поклон): обязательно – сделать наклон таким образом, чтобы ладони оказались на уровне колен, и находиться в таком положении неподвижно в течение времени, необходимого для произнесения слов «Субханаллаh». Прежде, чем наклоняться, мужчинам рекомендуется поднять ладони до уровня ушей и прикоснуться подушечками больших пальцев к мочкам ушей, а женщинам – поднять ладони до уровня плеч. При этом сказать: «Аллаhу Акбар». В положении «руку‘» желательно произнести 3 раза: «Субхана Раббияль-‘Азым» («мой Всемогущий Господь превыше всех недостатков»);

7. Аль-И‘тидаль (выпрямление): Обязательно вернуться после руку‘ в положение «стоя» и оставаться в этом положении неподвижно в течение времени, необходимого для произнесения слов «Субханаллаh». Выпрямляясь, желательно сказать: «Сами‘а-ллаhу лиман хамидаh» («Аллаh – Всеслышащий. Надеемся, что Он примет наше восхваление»). После выпрямления мужчинам рекомендуется поднять ладони до уровня ушей и прикоснуться подушечками больших пальцев к мочкам ушей, а женщинам – поднять ладони до уровня плеч и сказать при этом: «Раббана ва Лякяль-хамд» («О, наш Господь! Хвала Тебе!»);

8. Суджуд (земной поклон): обязательно – сделать земной поклон, при котором пола должны касаться: лоб, колени, ладони и нижняя часть пальцев ног. Необходимо находиться в этом положении неподвижно в течение времени, необходимого для произнесения слов: «Субханаллаh». Перед выполнением земного поклона мужчинам желательно поднять ладони до уровня ушей и прикоснуться подушечками больших пальцев к мочкам ушей, а женщинам — поднять ладони до уровня плеч, и произнести при этом: «Аллаhу Акбар». Во время суджуда желательно произнести 3 раза: «Субхана Раббияль-А‘ля» («Мой Всевышний Господь превыше всех недостатков»). При суджуде также рекомендуется, чтобы кисти рук лежали на полу на уровне плеч, пальцы были прижаты друг к другу и направлены в сторону Ка‘бы, а нос касался пола. Для мужчин желательно, чтобы при суджуде локти были отведены в стороны, а живот не касался бедер. Женщине, наоборот, при суджуде желательно держать локти прижатыми к телу, а живот приблизить к бедрам. Нежелательно, чтобы при суджуде локти прикасались к полу, как у мужчин, так и у женщин.

9. Сидение между суджудами: обязательно – после земного поклона сесть и находиться в этом положении неподвижно в течение времени, необходимого для произнесения слов «Субханаллаh». Садясь после суджуда, желательно произнести: «Аллаhу Акбар». Находясь в положении «сидя», желательно сказать: «Рабби-гфир ли, вархамни, ваджьбурни, варфа‘ни, варзукни, ваhдини, ва ‘афини» («О, мой Господь! Даруй мне прощение, смилуйся надо мной, помоги мне, возвысь мою степень, даруй мне пропитание, веди далее по истинному пути и защити меня от болезней»). При сидении рекомендуется, чтобы левая ступня находилась под ягодицами, а правая стояла вертикально, упираясь пальцами в пол (аналогично тому, как при суджуде). Существует и другой способ сидения, когда ягодицы лежат на пятках обеих ног, которые находятся в том же положении, как и во время суджуда. Также правильным будет сидение на обеих скрещенных ступнях. Рекомендуется, чтобы во время сидения руки находились на коленях, а пальцы были направлены в сторону Ка‘бы.

10. Обязательно сделать второй суджуд, который выполняется так же, как и первый. После выполнения второго суджуда заканчивается первый рак‘ат намаза.

11. Обязательно нужно встать на ноги для выполнения второго рак‘ата. Во время подъема рекомендуется произнести: «Аллаhу Акбар». Далее повторяются пункты 4 — 10, после чего заканчивается второй рак‘ат.

12. Во втором рак‘ате после второго суджуда рекомендуется сесть и прочитать так, чтобы слышать себя, ташаhhуд и саляват (как минимум слова «Аллаhумма салли ‘аля Мухаммад»:

التَّحِيَّاتُ المُبَارَكَاتُ الصَّلَوَاتُ الطَّيّبَاتُ الله السَّلامُ عَلَيْكَ أيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ الله وَبَرَكَاتُه السَّلامُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ الله الصَّالِحِينَ أشْهَدُ أنْ لا إِلهَ إِ لاَّ اللهُ وَأشْهَدُ أنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللهِ
(«Ат-тахийятуль-мубаракяту ас-салявату ат-таййибату лилляh. Ас-саляму ‘аляйкя аййюhан-набиййю ва Рахматуллаhи ва баракятуh. Ас-саляму ‘аляйна ва ‘аля ‘ибадилляhис-солихин. Ашhаду алля иляhа илляллаh ва ашhаду анна Мухамадар-росулюллаh»).

Это означает: «Все наши приветствия и намазы во власти Аллаhа. О, Пророк! Мир Тебе, милость Аллаhа и Его благословение. Мир нам и всем благочестивым рабам Аллаhа. Я свидетельствую, что нет другого божества, кроме Аллаhа. И я свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаhа».

В ташаhhуде во время произнесения слов «илляллаh» желательно полусогнутый указательный палец правой руки слегка приподнять и оставить в таком положении до конца сидения.

13. После этого два следующих рак‘ата выполняются точно так же, как выполнялись пункты 4 – 11, за исключением чтения Аятов после Суры «Аль-Фатиха». Поднимаясь на 3-й рак‘ат, мужчинам желательно поднять ладони до уровня ушей и прикоснуться подушечками больших пальцев к мочкам ушей, а женщинам – поднять ладони до уровня плеч и сказать при этом: «Аллаhу Акбар». Однако, вставая на четвертый рак‘ат, поднимать руки не рекомендуется.

14. После выполнения 2-го суджуда в последнем рак‘ате – обязательно сесть, прочитать ташаhhуд, а затем сказать саляват

اللّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى ءَالِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إبْرَاهِيمَ وَعَلَى ءَالِ إبْرَاهِيمَ إنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ اللّهُمَّ بَارِكْ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى ءَالِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى إبْرَاهِيمَ وَعَلَى ءَالِ إبْرَاهِيمَ إنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ
(«Аллаhумма салли ‘аля Мухаммад» (Эти слова обязательны), ва ‘аля али Мухаммад, кяма салляйта ‘аля Ибраhима ва ‘аля али Ибраhим, иннакя хамидум-маджид. Аллаhумма барик ‘аля Мухаммад, ва ‘аля али Мухаммад, кяма баракта ‘аля Ибраhима ва ‘аля aли Ибраhим, иннакя хамидум-маджид»).

Это означает: «О, Аллаh! Даруй Пророку Мухаммаду, мир Ему и благословение, Его роду и благочестивым мусульманам из Его общины больше почета и величия, так же, как Ты даровал почет и величие Пророку Ибраhиму, мир Ему, Его роду и благочестивым мусульманам Его общины. Воистину, Ты – Восхваляемый, и мы Тебя славим. О, Аллаh! Даруй Пророку Мухаммаду, Его роду и благочестивым мусульманам из Его общины, больше благословения, так же, как дал благословение Пророку Ибраhиму, Его роду и благочестивым мусульманам Его общины. Воистину, Ты – Восхваляемый, и мы Тебя славим».

После этого желательно прочитать ду‘а:

رَبَّنَا ءَاتِنَا في الدُّنْيَا حَسَنَةً وفي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
(«Раббана атина фид-дунья хасанатан ва филь-ахирати хасанатан уа кына ‘азабан-нар») Это означает: «О, Господь наш! Даруй нам блага и в этой жизни, и на Том Свете. И убереги нас от мучений в аду».

15. Салям в конце намаза: обязательно сказать: «Ас-Саляму ‘аляйкум» так, чтобы слышать себя. Желательно, поворачивая голову сначала вправо, сказать: «Ас-Саляму ‘аляйкум ва Рахматуллаh», затем сказать то же самое, поворачивая голову влево.

16. Обязательно соблюдать последовать выполнения рукнов намаза.

Если молящийся специально нарушил последовательность рукнов намаза, например, сделал суджуд до руку‘, то его намаз нарушается. Если это случилось по забывчивости, то молящийся должен немедленно возвратиться в положение, предшествующее пропущенному рукну, и продолжить намаз. Если же молящийся вспомнил о пропущенном рукне только после того, как перешел в такой же рукн следующего рак‘ата или еще позже, то продолжает намаз, не учитывая при этом то, что произошло не по последовательности, но перед завершением намаза дочитывает один рак‘ат.

Намазы «Аль-‘Аср» и «Аль-‘Иша» выполняются так же, как и намаз «Аз-Зуhр». Отличие только в намерении: необходимо сделать намерение о выполнении обязательного намаза «Аль-‘Аср» (или намаза «Аль-‘Иша» соответственно). В первых 2-х рак‘атах намаза «Аль-‘Иша» мужчинам желательно читать Суру «Аль-Фатиха» и короткую Суру после нее так, чтобы слышали окружающие.

Три рак‘ата намаза «Аль-Магриб» выполняются так же, как и первые три рак‘ата намаза «Аль-‘Иша», но с намерением о выполнении обязательного намаза «Аль-Магриб». После 2-го суджуда в последнем 3-м рак‘ате обязательно сидеть и выполнить пункты 14,15. В первых 2-х рак‘атах намаза «Аль-Магриб» мужчинам желательно читать Суру «Аль-Фатиха» и короткую Суру после нее так, чтобы слышали окружающие.

Два рак‘ата намаза «Ас-Субх» выполняются так же, как и первые два рак‘ата намаза «Аль-‘Иша», но с намерением о выполнении обязательного намаза «Ас-Субх». После 2-го суджуда во 2-м рак‘ате обязательно выполнить пункты 14,15. В обоих рак‘атах намаза «Ас-Субх» мужчинам желательно читать Суру «Аль-Фатиха» и короткую Суру после нее так, чтобы слышали окружающие.

Условия получения вознаграждения за намаз.

Кроме перечисленных выше условий, для получения вознаграждения за намаз от Аллаhа Всевышнего необходимо, чтобы целью молящегося было выполнение намаза исключительно ради Аллаhа, чтобы при этом не было намерения заслужить похвалу людей, так как это является лицемерием. Кроме этого, во время намаза сердце молящегося должно быть в смирении перед Аллаhом (хушу‘) хотя бы на одно мгновение. Также необходимо, чтобы пища и питье, находящиеся в животе молящегося во время выполнения намаза, одежда, в которой он читает намаз, и место моления были дозволенными (халяль). Если это не было соблюдено в течение всего времени выполнения намаза, то есть, хотя бы одного из перечисленных условий не было, то намаз является выполненным, но без вознаграждения



Перейти к содержимому