Обстоятельства, нарушающие намаз

  • Сознательное нарушение аль-ууду. Если же при выполнении намаза произошло непроизвольное нарушение аль-ууду, допустимо пойти и переделать аль-ууду и вернуться к намазу с того места, где произошло нарушение омовения, при условии, что пойдет переделывать аль-ууду без промедления, т.е. не затягивая на время большее, чем для совершения одного рукна (или трех тасбихов). Однако, лучше начать выполнение намаза с самого начала. В случае, если не пошел сразу делать аль-ууду и затянул на время большее, чем время совершения одного рукна (или трех тасбихов), намаз нарушается.
  • Попадание непростительной наджасы на одежду, тело, место моления, а также если наджаса есть при себе.
  • Обнажение ¼ и более всего органа, относящегося к органам ‘аурата, на время, достаточное для чтения трех тасбихов. Даже если в этом есть необходимость, например, если у женщины непроизвольно нарушилось аль-ууду, и она открыла ‘аурат для его совершения, ее намаз нарушается.
  • Разговор (такая речь, что слышит сам себя), даже если это одна буква, которая имеет смысл. Например, если сказал: «кы», означающее «сохрани», или «’и», означающее «будь внимательным». А также, две буквы, относящиеся к речи людей, или слово, не имеющее законченного смысла, нарушают намаз, даже если произнесено по забывчивости или по незнанию.
  • Если приветствует кого-то салямом или отвечает на салям, даже по забывчивости, то намаз нарушается. Также намаз нарушается, если дает салям несвоевременно.

Однако, если думал, что намаз закончен, и сказал ас-салям, а потом вспомнил, что намаз еще не закончился, то это не нарушает намаз (если не сделал ничего из того, что нарушает намаз), но в конце должен сделать саджда-саhу.

А также если кто-то чихнул и сказал «Аль-хамду лилляh», а молящийся ответил ему, то это нарушает намаз. Намаз нарушается, если все это произошло до последнего сидения на время, достаточное для прочтения «Ат-Тахийята», а если прошло время, необходимое для чтения «Ат-Тахийята», то даже если не читал «Ат-Тахийят», намаз его не нарушается, он заканчивается на этом и человек не может его продолжать далее.

  • Нарушает намаз ду’а, похожее на нашу речь, например, если сказал: «О, Аллаh, жени такого-то».
  • Нарушает намаз, если говорит «ох», «уф», «ах». Стон больного от боли, который не смог сдержать, не нарушает намаз.
  • Громкий плач во время намаза (т.е. были произнесены две буквы при этом или больше), независимо от того, было это от боли или из-за какой-либо беды. В отличие от плача при вспоминании о Рае или об аде, думая о том, что связано с ними, что увеличивает богобоязненность, то это не нарушает намаз.
  • Покашливание без оправдания нарушает намаз. Однако, если это делается для улучшения произношения или для исправления имама, тогда намаз не нарушается.
  • Смех (с произнесением букв), который слышит только сам человек нарушает намаз.
  • Множество посторонних движений так, что со стороны смотрящего, без сомнения, будет понятно, что он не в намазе.
  • Прием пищи во время намаза. Нарушает намаз любая пища, попавшая извне в полость рта и проглоченная, даже размером с семечко кунжута. Однако, если проглотил пищу, находившуюся между зубами, то это не нарушает намаз, если размер её был меньше гороха (нухут).
  • Питье: по забывчивости или специально, знал о том, что это нарушает намаз или не знал этого, то намаз нарушается, даже если человек проглотил каплю дождя.
  • Отклонение грудью от Кыблы. Исключением являются случаи:

— когда непроизвольно нарушилось омовение, и пошел делать аль-ууду.

— когда выполняет намаз при страхе получить вред.

  • Чтение Кур‘ана в намазе, настраивая под свой мотив, изменяющий значение аятов. Если не изменяет значение, намаз не нарушается, исключением являются буквы мад или лин, удлинение при чтении которых на четырнадцать и более харакятов нарушает намаз.
  • Сон, опьянение до потери рассудка, обморок, приступ эпилепсии, сумасшествие во время выполнения намаза нарушают намаз.
  • Опережение имама на один из рукнов намаза нарушает намаз в том случае, если не повторил его с имамом, а также не выполнил его после него, завершив ас-салямом.
  • Если при выполнении утреннего намаза появился диск солнца.
  • Если мужчина-мукялляф встал в один ряд с женщиной, вызывающей половое возбуждение, в коллективном намазе, в котором они оба следуют за одним имамом, то нарушается намаз у мужчины, если между ними не было преграды, либо расстояние между ними было меньше, чем в одного молящегося.

Если имам изначально имел намерение быть имамом для женщины, и она подошла и встала рядом с мужчиной в один ряд и он (мужчина, следующий за имамом) указал ей встать назад, то если она осталась стоять – ее намаз нарушается, при условии, что между ними не было преграды (толщиной минимум в большой палец), либо расстояние между ними было меньше, чем в одного молящегося.

Примечание: не принимается намаз женщины, если имам не намерился быть имамом для нее.

Не нарушается намаз, если кто-либо прошел перед молящимся (то есть, между ним и местом, где он совершает саджда). Является грехом тому, кто сознательно проходит перед молящимся.


Перейти к содержимому