В течение суток обязательны пять намазов. Намаз необходимо совершать в определенное время каждому совершеннолетнему, разумному мусульманину (кроме женщин в период менструации и послеродового очищения). Нельзя совершать намаз раньше или позже его времени.
1 Время намаза Аз-Зуhр наступает с момента отклонения солнца от зенита (середины неба) в сторону запада и заканчивается, когда тень от предмета становится равной его высоте плюс тень от предмета, когда солнце находилось в зените – указанное окончание времени намаза Аз-Зуhр соответствует мнению двух учеников имама Абу Ханифы — Абу Юсуфа и Мухаммада. А по мнению самого имама Абу Ханифы, время намаза Аз-Зуhр заканчивается, когда тень от предмета становится равной двум высотам плюс тень от предмета, когда солнце находилось в зените.
2 Время намаза Аль-‘Аср наступает сразу после окончания времени намаза Аз-Зуhр и заканчивается с полным заходом солнца (с заходом солнечного диска за горизонт).
3 Время намаза Аль-Магриб начинается с полным заходом солнца и заканчивается с исчезновением красной полосы с западного горизонта. Такое мнение имели ученики имама Абу Ханифы и существует передача указанного мнения от самого имама, также существует передача от имама Абу Ханифы о том, что время намаза Аль-Магриб заканчивается с исчезновением белой полосы с западного горизонта.
4 Время намаза Аль-‘Иша начинается сразу после окончания времени намаза Аль-Магриб и заканчивается с появлением истинного рассвета.
Истинный рассвет – это белая горизонтальная полоса на восточном горизонте, после появления которой она расширяется и распространяется.
Ложный рассвет – это столбообразный вертикально направленный свет, который появляется незадолго до истинного рассвета, а потом исчезает
5 Время намаза Ас-Субх начинается сразу после окончания времени намаза Аль-‘Иша и заканчивается с началом восхода солнца, т.е. с появлением края солнечного диска на восточном горизонте
.Намаз Витр является ваджибом у имама Абу Ханифы, хотя его ученики сказали, что это Сунна.
Не будет правильным выполнение этого намаза без указания в намерении, что это Витр. Время намаза Витр такое же, как и время намаза Аль-‘Иша, но после выполнения самого намаза Аль-‘Иша. Состоит он из трех рака’атов. При выполнении намаза Витр обязательно (ваджиб) в каждом рака’ате читать суру «Аль-Фатиха» и короткую суру после неё или три коротких аята.
Также является ваджибом чтение двух праздничных намазов: Аль-Фитр и Аль-Адха. Время праздничного намаза начинается тогда, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья и заканчивается, когда солнце достигнет зенита.
Кто проспал или забыл о выполнении одного из пяти обязательных намазов, то обязательно выполняет их как долг в соответствии с иджма’ (единогласное мнение мусульманских ученых-муджтаhидов), но ему нет греха за то, что он проспал или забыл прочитать намаз.
Тот, кто оставил намаз сознательно, т.е. отложил его выполнение так, что время намаза уже вышло, то попадает в большой грех, и ему необходимо выполнить его как долг без промедления. И если в этом случае он откладывает выполнение долга, попадает еще в грех за откладывание. Не будет засчитан текущий намаз пока не выполнит долг пропущенного намаза, даже если он пропустил его по забывчивости, кроме как, если он забыл о долге и не вспомнил о нем вплоть до завершения текущего намаза или если время текущего намаза подходит к концу, или если у человека есть шесть и более долгов обязательного намаза (кроме Витра). А если отдавал долги таким образом, что количество их дошло до пяти, то от него не требуется последовательность в выполнении этих долгов.
Условия Намаза
Условие – это то, что не входит в ритуал, но без него ритуал не примется.
- Ислам. Не принимается намаз от не мусульманина.
- Тамйиз – достижение ребенком возраста мумайиз (понимает обращенную к нему речь и может осознанно отвечать).
- Чистое состояние от большого и малого хадаса.
- Очищение от непростительной наджасы на одежде, на теле и на месте моления, а также не иметь ее при себе.
- Кыбла — направление в сторону Ка’бы. Если человек находится в Мекке, он должен направиться именно на Ка’бу, а если не в Мекке, тогда в направлении Ка’бы так, чтобы Ка’ба была между двух линий проходящих через глаза к затылку.
- Уверенность в наступлении времени намаза. Если человек сомневался в наступлении времени намаза и совершил его, затем обнаружилось, что он совершил его в положенное время, т.е. время намаза уже наступило, то его намаз не принимается по причине сомнений в наступлении времени намаза.
- Знать, что совершаемый намаз — фард (обязательный). Например, если недавно принявший Ислам, совершил утренний намаз, однако не знал, что он является фардом (обязательным), то его Намаз будет не действительным.
- Прикрывать ‘аурат. Для мужчин ‘аурат – это часть тела от пупка до колен включительно. ‘Аурат женщины — это все её тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног по одной из передач от имама Абу Ханифы, которая наиболее распространена в мазhабе. Лицо женщины не является ‘ауратом – это иджма’.
- Намерение, которое не прерывается вплоть до произнесения такбира Ат-Тахрима каким-либо не относящимся к намазу посторонним действием, в котором определяется то, что выполняемый намаз является фардом или ваджибом.
- Такбир Ат-Тахрим в начале выполнения намаза.
- Избегать того, что нарушает намаз.
Примечание: Шейх ‘Абдуль-Ганний Ан-Набульсий сказал в книге «Ниxаятуль мурод», да смилуется над ним Аллаh: «Если лицо посторонней женщины и её кисти рук не являются ‘ауратом, то значит дозволено смотреть на эти части тела без вожделения, так как есть необходимость вступления с ней в деловые отношения (сделки, например, купля-продажа). Тем более её голос не может быть ‘ауратом по причине необходимости разговора с ней при совершении сделок. Потому, что, воистину, голос не является видимым, его можно услышать так же, как звук при ходьбе, беге или хлопании в ладоши. Никто из ученых не говорил о запрете этого».
Фарды и ваджибы намаза.
- Такбир Ат-Тахрим – это сказать слова «Аллаhу Акбар» или то, что соответствует этим словам по смыслу, что указывает на возвеличивание Аллаhа, которые не являются просьбой или чем-то другим. Абу Ханифа и его ученик имам Абу Юсуф сказали, что такбир Ат-Тахрим является условием Намаза. Абу Юсуф сказал, что необходимо произносить непременно такбир «Аллаhу Акбар», или «Аллаhуль Акбар», «Аллаhу Кябир», или «Аллаhуль Кябир».
- Аль-Кыям. Стоять в намазах-фард и в намазах-ваджиб для тех, кто может стоять.
- Чтение Кур‘ана – это фард. Имам Абу Ханифа сказал, что достаточно чтения одного аята, а его ученики сказали — чтения короткой суры или три аята или один длинный аят. Ваджиб читать суру «Аль-Фатиха» в первых двух рак‘атах намазов-фард и после чтения суры «Аль-Фатиха» чтение трех аятов Кур‘ана.
При чтении аятов Кур‘ана необходимо соблюдать правила, чтобы все удвоения были соблюдены, в правильной последовательности, а также правильно произносить арабские звуки, без искажений. Чтение Басмаляh является Сунной перед сурой «Аль-Фатиха» в каждом рак’ате и произносится шепотом. По школе имама Абу Ханифа следующий за имамом ничего не читает из Кур‘ана.
- Руку‘ является фардом. Руку` — это то, что у людей обычно считается поясным поклоном. Необходимо наклониться таким образом, чтобы при этом ладони рук были бы на уровне коленей. И ваджибом является успокоение в руку‘, достаточное для произнесения слов «Субханаллаh»(سبحان الله) . После этого следует возвращение в положение стоя и успокоение в этом положении, что также является ваджибом.
- Совершение саджда дважды таким образом, чтобы лоб, нос, часть обоих колен, часть обеих ладоней и пальцы обеих ног положить на место моления. При совершении саджда обязательно успокоение – это ваджиб. Необходимо выполнять сидение и успокоение между двумя саджда, что также является ваджибом..
Положивший на место моления без оправдания только лоб без носа, или же одну ладонь без другой, или же одно колено без другого, или же кончики пальцев одной ноги — это является макруh-тахримий.
Совершение саджда не обнаженным лбом является макруh, однако, саджда принимается. Для положившего на место моления только нос без лба или же совершающего саджда на ободок чалмы, которая закрывает лоб полностью или частично, оправданием может являться: земля с каменистой поверхностью, являющаяся местом моления; раскаленная поверхность места моления в результате жары; боязнь простудиться в результате прикосновения к холодной поверхности места моления.
Ваджиб сесть между двумя саджда.
- Сидеть для чтения последнего ташаhhуда (ат-тахийята) на промежуток времени, достаточного для чтения ташаhhуда. И обязательно (ваджиб) при указанном сидении читать сам ташаhhуд (ат-тахийят), у которого есть разные передачи, но избранным (лучшим) по школе имама Абу Ханифа является переданный Абдуллаhом Ибн Мас‘удом. После выполнения вышеуказанного является Сунной прочитать саляват, минимум которого: «Аллаhумма салли ‘аля Мухаммад» (اللهم صل على محمد). Сидение для чтения первого ташаhhуда на промежуток времени, достаточного для чтения ташаhhуда является ваджибом и ваджибом является чтение ташаhhуда при первом сидении.
Закончить намаз произнесением ас-саляма является ваджибом.
Из условий следования за имамом
1. Ма’мум не должен стоять впереди имама.
2. Ма’мум должен знать переход имама из одного положения в другое. Не должно быть между имамом и ма’мумом большой реки, а также, чтобы между ними не проходила общественная дорога, по которой движутся повозки и чтобы не было стены, препятствующей ма’муму знать переходы имама.
3. Чтобы ма’мум следовал за имамом в выполнении рукнов (действий), а также во всех ваджибах, как в их выполнении, так и в невыполнении (например, сидение после второго рака’ата), если это действие приводит к явному расхождению с имамом в действиях.
4. Является грехом опережать имама в одном рукне (действии). Не засчитывается руку’а ма’мума, если сделал его раньше имама (например, совершает руку’ и выпрямляется до того, как имам пошел в руку’).
5. Чтобы между имамом и мужчинами не стоял ряд женщин. Если стояло три женщины, то нарушается намаз у всех мужчин, стоящих за ними во всех последующих рядах, а если две, то нарушается намаз у двух мужчин, стоящих непосредственно позади них.
6. Дозволено ма’муму следовать за имамом в одном и том же намазе-фард. Если у ма’мума и имама фарды разных намазов, в таком случае запрещено следовать за имамом. Запрещено следовать за имамом в фард-намазе, если имам выполняет нафль-намаз. Но если имам совершает фард-намаз, дозволяется следовать за ним, выполняя нафль-намаз.
7. Необходимо намерение следования за имамом в Джум’а-намазе и во всех других. Имаму необходимо иметь намерение быть имамом в намазе Джум’а.
8. Намаз считается действительным, но с макруhом-тахримий за таким имамом, у которого есть отклонения от правильного пути, не доходящие до неверия. Но ни в коем случае нельзя следовать за тем, кто отрицает судьбу, а также за тем, кто отрицает Аль-Исра̀ (перенесение ночью Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, из Мекки в Аль-Кудс (Иерусалим)) и т.п., потому что это является неверием.