Сказано в Священном Кур‘ане (Сура «Гафир», Аяты 2,3):
تَنْزِيلُ الكِتَابِ مِنَ اللهِ العَزِيزِ العَلِيمِ. غَافِرِ الذَّنْبِ وَقَابِلِ التَّوْبِ شَدِيدِ العِقَابِ ذِي الطَّوْلِ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ إِلَيْهِ المَصِيرُ
Это означает, что «Писание ниспослано от Всемогущего и Всезнающего Аллаhа, Который прощает грехи верующих, принимает покаяния, строго и справедливо наказывает за преступления и дарует много милости Своим рабам. Нет божества, кроме Аллаhа и, воистину, все мы будем воскрешены для отчета». Человек попадает в грех тогда, когда совершает что-то, что противоречит законам, переданным Пророком Мухаммадом, мир Ему и благословение. Среди людей есть те, которые боятся совершать грехи, и, если все-таки произошло нарушение, они совершают искреннее покаяние и стараются не повторять грех, но есть и такие, которые совершают грехи, не замечая их. В хадисе Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, сказано: «Благочестивый верующий – это тот, который смотрит на свой грех и видит его как будто это гора, которая может упасть на него, а грешник – это тот, кто смотрит на свой грех и видит его в размере мухи, которая прилетела к нему, а он отмахнулся от нее рукой» (передал имам Аль-Бухарий). В зависимости от совершенного поступка, грех может быть разным: малым или большим. Но вне зависимости от того каков он, человек обязан без промедления в нем покаяться. В Кур‘ане сказано (Сура «Ан-Ниса», Аят 17):
إنَما التَّوْبَة على الله للذيِنَ يعملون السوء بجهالة ثم يتوبون من قريب
что означает: «Поистине, Аллаh Всевышний даровал Своим рабам возможность совершать покаяние (тауба), чтобы они могли очиститься от грехов».
Чтобы покаяние раба Божьего было принято Всевышним, необходимо совершить его вовремя, так как может наступить такое время, когда его покаяние не будет принято. Например, покаяние не принимается тогда, когда солнце взойдет не с Востока, как это обычно бывает, а с Запада, что будет свидетельствовать о том, что приблизилось время Конца Света; покаяние не принимается также на протяжении всего времени после этого события. Передал Ибн Хиббан, что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал: «На Западе есть Врата, созданные Аллаhом Всевышним. Это — Врата покаяния. Их ширина семьдесят лет, и они не закроются, пока не наступит время, когда с этого места взойдет солнце».
Покаяние не принимается также тогда, когда человек потерял надежду на жизнь, когда он уже не сомневается в том, что близкая смерть неизбежна. Таково, например, состояние тонущего. Также не принимается покаяние того, кто увидел Ангела Азраиля, который забирает души умирающих (это означает, что смерть уже приблизилась), и он сообщает умирающему об ожидающем его страдании, или если человек увидел перед смертью Ангелов мучения. Не будет принято покаяние тех, чья душа при выходе из тела достигла горла (выход души начинается с ног, и затем она поднимается к голове). Передал имам Ат-Тирмизий, что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, говорил: «Воистину Аллаh примет покаяние человека, пока не наступит момент смерти».
Если грех был связан с правами какого-либо человека, необходимо вернуть то, что отобрал, или попросить прощение у того, у кого украл. То есть, если кто-то обидел кого-то, то пока они оба живы, пусть попросит у него прощение, а если украл что-то, то пусть возвратит украденное. А если не может — пусть попросит прощение. А что касается того, кто до наступления вышеперечисленных периодов времени искренне покаялся – прекратил совершение греха, сожалел о своем грехе, раскаялся и имел твердое намерение впредь не возвращаться к подобному, то Аллаh примет его покаяние, как об этом говорил Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение:
التَّائِبُ مِنَ الذَّنْبِ كَمَن لا ذنب لَهُ
— «Искренне покаявшийся в своем грехе подобен тому, кто не совершал этого греха» (передал этот хадис ибн Маджаh).
Сколько бы ни было совершено грехов, пока человек жив, у него есть возможность исправить ситуацию и вновь идти по праведной стезе. Имам Аль-Хаким в своем сборнике привел хадис, который передан от Укбата ибн Амир, в котором говорится о том, что один человек пришел к Пророку Мухаммаду, мир Ему и благословение, и спросил Его: «О, Посланник Аллаhа! Один из нас совершает грех». На что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, ответил: «Это записывается против него». Этот человек сказал: «Потом он кается и просит прощения». На это Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, ответил: «Этот грех прощается и за его просьбу о прощении даруется ему вознаграждение». Мужчина продолжил и сказал: «Этот человек опять вернулся к совершению греха». На что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, ответил: «Это записывается против него». Этот человек сказал: «Потом он кается и просит прощения». На это Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, ответил: «Этот грех прощается и за его просьбу о прощении даруется ему вознаграждение. И сколько бы человек ни возвращался к грехопадению, а затем совершал покаяние, Аллаh прощает кающихся верующих». Обращаем ваше внимание на то, что этот хадис не переводится дословно, нельзя приписывать Аллаhу качества созданных, как усталость или пренебрежение.
Мусульмане — грешники, совершившие большие грехи и умершие без покаяния, делятся на две группы. Одни получат прощение Аллаhа и войдут по Его Милости в Рай без мучений, а другие получат наказание в аду на некоторое время за те поступки, которые совершили в этой жизни, а затем выйдут из ада и войдут в Рай, где будут жить вечно. Мусульманин — грешник вечно в аду не будет находиться, а неверующий, ушедший из этой жизни в состоянии неверия без Веры в Аллаhа и в Его Посланника, будет в аду вечно.
Аллаh Всевышний – Милостивый и Прощающий, поэтому, сколько бы ни нарушал человек в жизни, он не должен терять надежду на Милость Аллаhа и Его прощение. Совершает грех тот, кто потерял надежду на прощение Всевышнего.
Имамы Муслим и Аль-Бухарий передали хадис Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, в котором рассказывается об одном мусульманине из семейства Пророка Якуба, мир Ему. Этот мусульманин в свое время убил сто человек и задал вопрос теологу: «Примется ли у меня покаяние?». Теолог ответил: «Кто тебе запрещает совершить покаяние? Иди в местность, где есть благочестивые, поклоняющиеся и покорные Аллаhy Всевышнему люди, молись там и ни в коем случае не возвращайся туда, откуда пришел, где есть вред, нарушение и совершение грехов». Он отправился в эту местность, но на половине пути внезапно умер. К нему подошли и Ангелы Милости, и Ангелы Мучения. Ангелы Милости сказали, что этот человек пришел с искренним покаянием и решительностью вести себя в жизни правильно, поэтому и хотели его забрать. А Ангелы Мучения тоже хотели забрать его, сказав, что этот человек не сделал ничего хорошего. Тогда появился Ангел в образе человека и выступил между ними: «Измерьте расстояние от того места, откуда он вышел, до этого места, а отсюда до той местности, куда он направлялся. Какой отрезок будет короче, те и заберут его». Измерив, они увидели, что отрезок пути, куда он направлялся, — короче и тогда его забрали Ангелы Милости. Аллаh простил этого человека.
Просим Аллаhа Всевышнего, чтобы Он даровал нам быть всегда искренними, правдивыми и имеющими надежду на прощение Аллаhа, и чтобы мы были в числе тех, кто освобождает себя от грехов и идет дальше по пути Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, и Его благочестивых сподвижников.