Шаhадатан (два Исламских Cвидетельства)

Слова Исламских Свидетельств, поистине, уникальны. Этими словами, в которых заключена основа Ислама – Таухид (Единобожие), человек подтверждает свою веру в Аллаhа и в Посланническую миссию нашего Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, тем самым открывая себе путь к спасению от вечного пребывания в аду. Кроме Исламских Свидетельств, нет других слов, произнеся которые с полной в них убежденностью, неверующий человек становится верующим – мусульманином.

Первое Свидетельство:

أشْهَدُ أن لا إلهَ إلاّ اللهُ
«Ашhаду аль-ля иляhа илляллаh» («Свидетельствую, что нет другого божества, кроме Аллаhа»)

Это Свидетельство содержит в себе подтверждение Единственности Аллаhа и отрицание того, что божественность присуща кому-либо, кроме Аллаhа. Никому нельзя поклоняться кроме Аллаhа, поскольку никто, кроме Него, не достоин поклонения (‘ибады) – проявления наивысшей степени смирения и покорности. В Священном Кур‘ане сказано (21:25):


لا إِلَهَ إِلاَّ أَنَا فَاعْبُدُونِ

«Нет божества, кроме Аллаhа, и поклоняйтесь только Ему».

Передано от Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, о том, что неверующие, пребывающие в аду, будут спрашивать некоторых грешников-мусульман, которые в аду будут получать временное наказание: «Какая вам польза от того, что вы произносили «нет божества, кроме Аллаhа»? Ведь вы повторяли это, а мы отрицали». Тогда один из Ангелов прикажет этим мусульманам: «Выйдите из ада те, кто повторял: «Нет божества, кроме Аллаhа». После этого Пророк, мир Ему и благословение, прочитал Аят, в котором говорится, что неверующие будут сожалеть о том, что в этой жизни не были мусульманами.

«لا اله الا الله» — это самые прекрасные слова. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал: «Самое лучшее, что говорил я и Пророки до меня — это: «Нет божества, кроме Аллаhа». Воистину, это — мои любимые слова и я повторяю без усталости слова, очищающие сердце, дающие спокойствие для моего сердца. Воистину, мои любимые слова — «Нет божества, кроме Аллаhа».

Второе Свидетельство:

أشْهَدُ أنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الله
«Ашhаду анна Мухаммадар расулюллаh» («Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаhа»).

Это Свидетельство является признанием Посланнической миссии нашего Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, и выражением твердой убежденности в том, что, Мухаммад — последний из Пророков и не будет Пророков после него, что никто не отменит ниспосланные ему Законы и что, воистину, он — господин всех сыновей Адама и лучшее создание Аллаhа. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал: «Мною завершено пророчество» (передал имам Муслим). А то, что наш Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, является господином всех сыновей Адама, то это подтверждено всеми учеными. И это взято из хадиса, переданного имамом Ат-Тирмизий: «Я являюсь господином сыновей Адама в Судный День, и я не говорю это с бахвальством, я говорю это, чтобы рассказать вам про милость, которую Аллаh даровал мне».

Также это Свидетельство включает в себя убеждение в том, что Мухаммад сын Абдуллаhа родом из самого почетного арабского племени – Курейш, — раб Аллаhа и Его Посланник ко всем созданным из людей и джиннов, которые, в отличие от Ангелов, нуждаются в увещевании, чтобы быть покорными Аллаhу. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, родился в Мекке, Его мать – Амина дочь Вахба из рода Зухро племени Курейш. Он получил откровение о пророчестве, когда ему было 40 лет. В то время он жил в Мекке. Позже по Воле Аллаhа он переселился в Медину. Он умер в Медине в возрасте 63 лет и был похоронен там же – в комнате его жены ‘Айши. В это Свидетельство также входит убеждение в том, что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, никогда не ошибался в религиозных вопросах. Он был правдив во всем, что передал от Аллаhа, независимо от того, было ли то, что он передавал, связано с предыдущими общинами, с началом создания, с тем, что запрещено и разрешено в Исламе, или с тем, что произойдет в будущем.

В Кур‘ане сказано (53:3,4):

وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى. إِنْ هُوَ إِلاَّ وَحْيٌ يُوحَى
«Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, ничего не говорит от себя, а передает только то, что передано Ему через Откровение».

В словах двух Исламских Свидетельств заключается суть Веры, поэтому каждый мукалляф, то есть тот, кто будет отчитываться за свои деяния в Судный День, должен знать их значение. Мукалляфом может быть как мусульманин, так и не мусульманин: достигший половой зрелости, психически здоровый человек, который слышал на понятном для него языке Исламские свидетельства:

لا اله الا الله محمد رسول الله
«Ля иляhа илляллаh, Мухаммад Расулюллаh» («Нет божества, кроме Бога и Мухаммад – Посланник Бога»).

Не будет отвечать в Судный День: тот, кто умер, не достигнув половой зрелости; тот, кто был сумасшедшим до половой зрелости, и, достигнув совершеннолетия, оставался сумасшедшим до своей смерти, а также тот, кто жил, будучи совершеннолетним, но не слышал Исламских Свидетельств. Имам Ахмад ибн Ханбаль передал слова Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение: «Не отвечает за свои действия: спящий, пока не проснется; ребенок, пока не достигнет совершеннолетия; душевнобольной, пока не выздоровеет».

Мукалляф обязан исповедовать религию Ислам и выполнять все предписания Шариата, т.е. соблюдать обязанности, которые повелел Аллаh, и избегать совершения грехов. Шаhадатан – из числа обязанностей, возложенных на мукалляфа, независимо от того, мусульманин он или не мусульманин (кяфир). Необходимо знать Исламские Свидетельства и быть полностью в них убежденным. У теологов Ислама были разные мнения по поводу произнесения Свидетельств мусульманином как обязанность. По мнению большинства ученых, мукалляф – мусульманин обязан произносить их в каждом намазе при чтении ташаhhуда. Что касается мукалляфа – не мусульманина по происхождению или вероотступника, то он обязан, имея в сердце соответствующее твердое убеждение, произнести Свидетельства один раз для того, чтобы принять Ислам. Для принятия Ислама можно произнести Свидетельства на любом понятном языке. Не является условием принятия Ислама произнесение именно таких слов: «Нет божества, кроме Бога и Мухаммад – Посланник Бога», можно произнести любые слова, имеющие такое же значение. Например: «Нет Создателя, кроме Бога и Мухаммад – Пророк Бога». Также для принятия Ислама не требуется какой-либо предварительной подготовки, например, омовения или поиска свидетелей.