Вера — условие принятия добрых дел

В Священном Кур‘ане сказано (Сура «Ан-Ниса`», Аят 124):

وَمَن يَعْمَلْ مِنَ الصَّالِحَاتَ مِن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُوْلَئِكَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ وَلاَ يُظْلَمُونَ نَقِيرًا
Это означает: «Верующие, совершавшие благие дела, будь то мужчина или женщина, войдут в Рай и не будет по отношению к ним никакого угнетения даже размером с «накир» (маленькая точка на косточке финика)». Все, что Аллаh делает – справедливо, Ему не присуще угнетение или несправедливость. В этом Аяте есть доказательство того, что условием принятия благих дел Аллаhом является Вера. Аллаh не принимает благое дело от неверующего, то есть, нет ему вознаграждения от Бога, даже если от его дел была польза мусульманам. Всякое благое дело принимается только после того, как человек уверует в Аллаhа и Его Посланника. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал:

أَفْضَلُ الأَعْمَالِ إِيـمَانٌ بِاللهِ وَرَسُولِهِ
— «Наилучшее из дел – это вера в Аллаhа и в Его Посланника» (передал имам Аль-Бухарий).

В прежние времена жил человек по имени ‘Абдуллаh ибн Джад‘ан, род которого происходил от рода ‘Айши – жены Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение. Этот человек был очень жестоким и подлым, по этой причине отец изгнал его прилюдно из племени, говоря ему: «Ты не мой сын». Возненавидев эту жизнь, он сказал себе: «Мне не мила эта жизнь». И направился в сторону одной из гор, окружающих Мекку. Там он нашел пещеру и вошел в нее с надеждой найти там свою смерть от укуса ядовитой змеи. После того, как он вошел в нее, он обнаружил там золотую змею с глазами из рубина. А когда он приблизился к ней, понял, что это не настоящая змея, а рядом с ней лежали две кучи драгоценностей – в одной куче было золото, а во второй – серебро. А возле них стояли большие кровати с останками умерших королей, и у их изголовья была доска с надписью: «О, обладатель разума! Когда-либо видел ли ты или слышал о таком пастухе, который смог бы вернуть надоенное молоко обратно в вымя». Эта надпись говорит о том, что эти люди были королями на этом свете, имели великую власть, несметные богатства, деньги и возможности, но, увы, ничего не оградило их от смерти, точно так же, как надоенное молоко нельзя возвратить назад в вымя, также и наша жизнь невозвратима после смерти. После того, как ‘Абдуллаh ибн Джад‘ан вышел из этой пещеры, взяв с собой часть из найденного им богатства, он возвратился домой и стал раздавать драгоценности среди своего племени – близким, родственникам и соседям. Эти люди полюбили его и стали уважать, поставив его на уровень господина. Он тайно посещал пещеру с сокровищами, принося оттуда понемногу золото и серебро, а потом закрывал вход пещеры камнем. Он стал очень щедро принимать гостей, и сам также стал посещать родных и близких, раздавая им подарки. Он относился с милостью даже к путникам, проходящим мимо его дома. В последствии о нем распространилась молва, как о добром и щедром человеке, который помогал нуждающимся. Об этом человеке хорошо отзывались люди. Он умер до того, как Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, стал получать откровения от Аллаhа. Жена Пророка Мухаммада ‘Айша спросила у Пророка: «У меня был двоюродный брат, его звали ‘Абдуллаh ибн Джад‘ан, который поддерживал родственные связи, был щедрым и гостеприимным. Поможет ли это ему (потому что умер до получения откровения от Аллаhа Пророку Мухаммаду, мир Ему и благословение)». Пророк ответил: «Нет, не поможет. Он никогда не говорил: “Господь мой, прости мои грехи в Судный День”». Это означает, что он не верил в Аллаhа и в Судный День, как и многие другие арабы, жившие в невежестве, которые не верили в то, что будет Отчет и в то, что после смерти будет другая жизнь, в которой верующие будут в благоденствии, а неверующие получат наказание. Таково положение каждого человека, не верующего в Аллаhа и Его Посланника, который не знал своего Господа и Его Посланника. От такого человека не принимаются хасанат – благодеяния, точно так же, как и ‘Абдуллаhу ибн Джад‘ану не помогли его благие деяния. Он никогда не слышал призыва к Исламу, поэтому Аллаh не накажет его, но ему не будет никакого саваба – вознаграждения. Каково же положение того, кто слышал об Исламе, и не принял это?! Передано от Пророка, мир Ему, о том, что неверующие, пребывающие в аду, будут спрашивать некоторых грешников – мусульман, которые в аду будут получать временное наказание: «Какая вам польза от того, что вы произносили «нет божества, кроме Аллаhа»? Ведь вы повторяли это, а мы отрицали». Тогда один из Ангелов прикажет этим мусульманам: «Выйдите из ада те, кто повторял — «нет божества, кроме Аллаhа». После этого Пророк, мир Ему и благословение, прочитал Аят, в котором говорится, что неверующие будут сожалеть о том, что в этой жизни не были мусульманами.

Сколько бы человек не совершал благих дел, без правильной веры в Аллаhа и в Его Посланника они не будут приняты. Признание существования Создателя этого мира – Всемогущего Аллаhа и признание Божьего Пророка – это основа веры, потому что тот, кто уверовал в своего Господа и Его Посланника, и умер, избегая неверия, непременно попадет в Рай: или после того, как получит наказание за свои грехи, или сразу без мучений. Признание Аллаhа заключается в твердом убеждении в том, что Аллаh существует, нет равного Ему и нет подобного Ему. Аллаh не похож ни на кого и ни на что: ни на человека, ни на свет, ни на Ангела и ни на что иное. Он не занимает место и не связан со временем. Аллаh не имеет начала и существует бесконечно. Ему присущи самые величественные Сыфаты (Атрибуты), достойные только Его, и Он превыше всех недостатков. В Кур‘ане сказано (Сура «Аль-Хашр», Аят 22–23), что «воистину, Всемилостивый дал нам знать, что Аллаh – Тот, кроме Которого нет божества. Он Всезнающий. Он знает все и знания Его не подобны знаниям созданных, Его знания не прибавляются и не уменьшаются и нет ничего, скрытого от Него. Аллаh – Властелин всего и чист от всякого недостатка. Он – Тот, Который дарует мир». Аллаh — Создатель всего, Своим Могуществом Он создал небеса и земли, Аль-‘Арш и Аль-Курсий. Аллаh по Своему вечному Знанию, Могуществу и Предопределению меняет этот мир из одного состояния в другое, а сам не изменяется. В Кур‘ане сказано (Сура «Аш-Шура», Аят 11):

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ
Это означает: «Нет ничего подобного Ему».

А что касается признания Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, то оно заключается в твердом убеждении в том, что Мухаммад, мир Ему, раб и Посланник Аллаhа к людям и джиннам для того, чтобы возвестить тому, кто уверовал – ему Рай, а тому, кто не уверовал – ад. И нужно верить в то, что Он был правдив во всем, что возвестил и передал от Аллаhа. Сказано в Священном Кур‘ане (Сура «Ан-Наджм», Аят 3-4):

وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى {3} إِنْ هُوَ إِلاَّ وَحْيٌ يُوحَى
Это означает: «Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, ничего не говорит от себя, а передает только то, что передано Ему через Откровение».

Просим Аллаhа, чтобы Он даровал нам быть благочестивыми, укрепил нашу Веру и пусть наши благие дела будут приняты Аллаhом!