Вера в Аллаhа

Смысл веры в Аллаhа заключается в нашей полной убежденности в том, что нет ничего достойного поклонения, кроме одного Бога – Аллаhа. Знания об Аллаhе являются самыми важными из обязательных знаний для каждого человека, поскольку, как сказал величайший исламский ученый имам Аль-Газалий, «поклонение не будет принято Аллаhом до тех пор, пока человек не узнает Того, Кому должен поклоняться – Единственного, достойного поклонения Бога».

Наши знания о Всевышнем ограничиваются знанием некоторых из Его Вечных Сыфатов (Атрибутов), которые Он Сам повелел знать Своим рабам. У Аллаhа совершенные и величественные Сыфаты, в которых нет недостатков и которые достойны только Его. Никто не знает Сущности Аллаhа, кроме Него Самого. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал, что «Господа невозможно охватить разумом» (передал имам Ас-Суютый). Имам Абдуль-Ганий Ан-Набульсий в своей книге «Рашахату-ль-аклям шарх Кифаяти-ль-Гулям фи Аркани-ль-Ислям» написал об Аллаhе следующее: «Наш разум знает Его как Того, Кто превыше всякого недостатка, как Существующего, имеющего Вечные Сыфаты без какого-либо недостатка. Наше знание об Аллаhе ограничено и включает в себя признание Его Существования, и за это мы отвечаем».

Вера в Аллаhа немыслима без веры в то, что Он существует. В Кур‘ане сказано (14:10):

أَفِي اللَّهِ شَكٌّ

— «Разве может быть сомнение в существовании Аллаhа?!», то есть, нет никакого сомнения в Его существовании. То, что Бог существует – очевидная истина, поскольку любой здравомыслящий человек, если задумается, например, над тем, что он не выбирал себе дату и место рождения, родителей, свой пол и внешний облик, неминуемо придет к выводу, что есть Тот, Кто дал ему все это – Всемогущий Создатель.

Аллаh – Единственный Бог, нет другого божества, кроме Него, и у Него нет никакого соучастника. В Кур‘ане сказано (2:163):

وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ

— «Ваш Бог – Один-Единственный Бог». Аллаh – единственный Создатель, никто не может ввести из небытия в существование, кроме Него и никто не в силах препятствовать Ему в том, что Он создает. Он создал всю Вселенную: Аль-‘Арш, Аль-Курсий, небеса и земли и всё, что в них и между ними, в том числе движение, покой, мысли и намерения. Сказано в Кур‘ане (35:3):

هَلْ مِنْ خَالِقٍ غَيْرُ اللَّهِ

— «Нет Создателя, кроме Аллаhа».

Не является мусульманином тот, кто совершает ширк, то есть приписывает Аллаhу соучастника, и этому есть подтверждение в Кур‘ане (4:48):

إِنَّ اللَّهَ لا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ

— «Не будет прощен Аллаhом тот, кто приписывает Ему соучастника. Он может простить все, что совершается, но меньшее чем неверие, тому, кому Он хочет». Аллаh сказал о Себе в Кур‘ане (42:11):

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

— «Нет ничего подобного Аллаhу. Он – Всеслышащий и Всевидящий». Аллаh ни в чем не похож на Свои создания: ни в Сущности, ни в Сыфатах и ни в действиях. Все то, что свойственно Его созданиям, Ему не присуще, нет равного Ему. Сказано в Кур‘ане (16:60):

وَلِلَّهِ الْمَثَلُ الأعْلَى

— «Атрибуты Аллаhа не подобны атрибутам Его творений». Аллаh Всеслышащий и Всевидящий, Он слышит абсолютно все звуки и видит все видимое, но не посредством органов зрения и слуха, как это происходит у Его созданий.

Аллаh Живой, Вечный и не исчезает. Жизнь Аллаhа абсолютно не похожа на жизнь Его созданий. Все Сыфаты (Атрибуты) Аллаhа, как и Он Сам, не имеют ни начала, ни конца. Сказано в Кур‘ане (57:3):

هُوَ الأوَّلُ وَالآخِرُ

— «Аллаh Вечный без начала и Вечный без конца». А также (25:58):

وَتَوَكَّلْ عَلَى الْحَيِّ الَّذِي لا يَمُوتُ

— «Полагайся на Живого, Который не умирает».

Ничто не скрыто от Всезнания Аллаhа: Его Знание охватывает всё существующее, Он знает о каждой вещи и об их количестве, Он знал все, что будут совершать его создания еще до того, как создал их. В Кур‘ане сказано (65:12):

وَأَنَّ اللَّهَ قَدْ أَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْمًا

— «Аллаh Всевышний знает обо всем: о том, что произошло и о том, что произойдет». Также в Кур‘ане сказано (6:59):

وَعِنْدَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لا يَعْلَمُهَا إِلا هُوَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَمَا تَسْقُطُ مِنْ وَرَقَةٍ إِلا يَعْلَمُهَا وَلا حَبَّةٍ فِي ظُلُمَاتِ الأرْضِ وَلا رَطْبٍ وَلا يَابِسٍ إِلا فِي كِتَابٍ مُبِينٍ

— «Аллаh Всезнающий. Он знает все, что происходит на суше и на море, знает о каждом падающем листке».

Аллаh Всемогущ над всем, существование чего является возможным, как и небытие. Он делает со всеми Своими созданиями все, что хочет. В Кур‘ане сказано (67:1):

وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

— «Аллаh властен надо всем». Своей Волей Аллаh наделяет созданных определенными качествами из всех возможных, дает им существовать в определенное время, а не в другое. Все, что происходит в мире, происходит по Воле Аллаhа. Ничто и никогда не происходит против Его Воли, а воля Его рабов свершается лишь в том случае, если Он хочет этого. И что Он хочет, чтобы с ними происходило, — происходит, чего не хочет – не происходит. В Кур‘ане сказано (81:29):

وَمَا تَشَاءُونَ إِلا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ

— «Не появится у вас какое-либо желание, кроме как по Воле Аллаhа – Господа миров».

Речь Аллаhа – Его несотворенный вечный Сыфат, ей не присуще ничего из того, что свойственно речи созданных: ни слова, ни звуки, ни голос, ни другие характеристики речи. В Кур‘ане сказано (4:164):

وَكَلَّمَ اللَّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا

— «и говорил Аллаh с Моисеем (Мусой)», то есть, сняв барьер со слуха Пророка Мусы, Аллаh даровал ему слышать Свою вечную Речь. Священный Кур‘ан, ниспосланный Пророку Мухаммаду, мир Ему и благословение, является выражением вечного Сыфата Аллаhа «Речь», но не самим этим Сыфатом, поскольку ниспосланные на арабском языке слова текста Кур‘ана созданы, а Речь Аллаhа не похожа на речь Его созданий. Об этом имам Абу Ханифа в своей книге «Фикhу-ль-акбар» написал следующее: « Кур‘ан – это Речь Аллаhа, записанная на свитках, сохраненная в сердцах, произносимая нами и ниспосланная нашему Пророку Мухаммаду, мир Ему и благословение. Чтение нами текста Кур‘ана создано, также создан и записанный текст  Кур‘ана, однако сам Кур‘ан (в данном случае имеется в виду Атрибут Аллаhа «Речь») не создан».

Аллаh существует Сам по Себе, Он ни от кого и ни от чего не зависит и не нуждается ни в одном из Своих творений, а всё в этом мире нуждается в Нем. В Кур‘ане об этом сказано (3:97):

فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ

— «Воистину, Аллаh не нуждается ни в ком и ни в чем, а все существующее создано Им и нуждается в Нем».

Таким образом, мы рассказали о 13 Сыфатах Аллаhа, которые много раз упоминаются в Кур‘ане, а также в хадисах, поскольку Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, часто говорил об этом. На этом основании теологи Ислама заключили, что значение этих 13 Сыфатов Аллаhа должен знать каждый, кто достиг совершеннолетия и находится в здравом уме. Еще раз перечислим эти величественные Сыфаты Всевышнего:

  1. Существование – الوجود (Аль-Вуджуд);
  2. Единственность —  الوحدانيّة (Аль-Вахданийя);
  3. Вечность без начала — القدم (Аль-Кыдам);
  4. Бесконечность — البقاء (Аль-Бака’);
  5. Всемогущество — القدرة (Аль-Кудра);
  6. Воля — الإرادة (Аль-Ирада);
  7. Всезнание — العلم (Аль-‘Ильм);
  8. Всеслышание — السمع (Ас-Сам‘);
  9. Всевидение — البصر (Аль-Басар);
  10. Жизнь —  الحياة (Аль-Хаят);
  11. Речь — الكلام (Аль-Кялям);
  12. Отличие от созданных – المخالفة للحوادث (Аль-мухаляфату лиль-хавадис);
  13. Существование без нужды в ком-либо или ни в чем-либо –  (Кыямуhу бинафси).

В Куране сказано (7:180):

وَلِلَّهِ الأسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا وَذَرُوا الَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِي أَسْمَائِهِ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

— «Воистину, у Аллаhа наипрекраснейшие Имена. Называйте Его этими Именами». Имена Аллаhа называют Его Сыфаты. Имам Ат-Тирмизий передал, что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал:

إن للهِ تِسْعَةً وَتِسْعِينَ اسْمًا مِائَةً إلاَّ وَاحِدًا مَنْ أحْصَاهَا دَخَلَ الجَنَّةَ

— «У Аллаhа 99 Имен – сто без одного; кто знает Их (в другой передаче сказано «выучит»), тот войдет в Рай». Все без исключения Имена Аллаhа Всевышнего указывают на Его величие, и Они переданы откровением Пророку, мир Ему и благословение. Например, «Аль-Кадир» — Всемогущий, «Аль-‘Алим» — Всезнающий, «Аль-Халик» — Создатель, Который дал бытие всему созданному после небытия, «Аль-Малик» — Тот, Кто имеет абсолютную Власть, «Ар-Разик» — дающий Своим рабам рызк (средства к существованию, детей и т.п., независимо от того, было ли это получено дозволенным религией путем или нет), «Аль-Куддус» — чист от всех недостатков (таких, например, как нужда, местонахождение или направление). «Ас-Салям» — не имеющий ни одного недостатка. «Аль-Мумин» — дающий обещанное Своим рабам. «Аль-Мухаймин» — Видящий и Знающий все, что происходит у Его рабов (слова, действия, убеждения). Все Имена Аллаhа совершенны, ни одно из них не содержит того, что недостойно Бога.