Вера в Пророков

Вера в Пророков
Следующий столп Веры (Имана) – это Вера в Пророков и Посланников Аллаhа. Корень арабского слова النُّبُوَّة (Пророчество) – النَّبَأ (ан-наба`), что в переводе с арабского языка означает «весть». Отсюда следует, что Пророчество – это весть от Аллаhа. Создатель послал Пророков и Посланников, чтобы они возвестили об истинной религии, а также обучили знаниям, которые помогли бы людям в Судный День оказаться в числе спасенных, а в этой жизни избежать самых разных проблем. В Кур‘ане сказано (6:86):

وَكُلا فَضَّلْنَا عَلَى الْعَالَمِينَ
— «Все Пророки – лучшие из всех созданий». Пророчество – это дар от Аллаhа, поэтому степени Пророка нельзя достичь ни благими делами, ни усилиями по совершенствованию своих морально-нравственных качеств. В Кур‘ане сказано (2:269):

يُؤْتِي الْحِكْمَةَ مَنْ يَشَاءُ
— «Аллаh дает Пророчество и Послание тому, кому хочет».

Существует различие между Пророком и Посланником. Каждый Посланник одновременно является и Пророком, однако не каждый Пророк является Посланником. Данный вопрос разъяснил Насреддин Аль-Байдавий в своем толковании Кур‘ана: «Посланник – это тот, кого Аллаh послал с новыми законами, чтобы призывать рабов Аллаhа к их соблюдению. Пророк, который не является Посланником, послан для того, чтобы призывать рабов Аллаhа к соблюдению законов предыдущего Посланника». Таким образом, Пророк, не являющийся Посланником, получает Откровение следовать и передавать людям законы Посланника, который был перед ним, как, например, Пророки Дауд и Сулейман, которым было повелено донести Шариат Таурата, ниспосланного Пророку Мусе. Посланник же получает новые законы, ниспосылаемые вместо предыдущих законов, либо изменения в них. Для примера: и Мухаммад, и ‘Иса, и Муса были Посланниками – каждому из них были ниспосланы новые Законы. Общим же между Пророком и Посланником является то, что все они получают Откровение, при этом каждый из них обязан призывать к соблюдению того, что Ему передано. Сказано в Кур‘ане (22:75):

اللَّهُ يَصْطَفِي مِنَ الْمَلائِكَةِ رُسُلا وَمِنَ النَّاسِ
— «Аллаh избирает Посланников из Ангелов и из людей». Также в Кур‘ане сказано (16:43):

وَمَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ إِلا رِجَالا نُوحِي إِلَيْهِمْ
— «Все, получившие Откровение из людей, были исключительно мужчинами».

Имамы Аль-Бухарий, Муслим, Ахмад, Ибн Хиббан и другие передали, что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал:

الأنْبِيَاءُ إخْوَةٌ لِعَلاَّتٍ دِيْنُهُمْ وَاحِدٌ وَأُمَّهَاتُهُمْ شَتَّى
— «Все Пророки – братья по Вере, Их религия одна – это Ислам, а Законы Божьи (Шариат) разные». Другими словами, все Пророки призывали к Вере в Аллаhа и соблюдению Ислама, но в разные времена Шариаты были различными, например: по Шариату, ниспосланному Пророку Адаму, для верующего было обязательным совершать один намаз в сутки, народу Израиля предписывалось два намаза, а нам Аллаh повелел выполнять намаз пять раз в день. В отличие от других Шариатов, нам дозволено совершать молитву в любом чистом месте, а до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир Ему и благословение, для этого отводилось определенное место. Во время Пророка Я‘куба мужчине разрешалось одновременно иметь две жены, являющиеся родными сестрами, но это запрещено в Шариате Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение. В Кур‘ане сказано (2:136):

قُولُوا آمَنَّا بِاللَّهِ وَمَا أُنْزِلَ إِلَيْنَا وَمَا أُنْزِلَ إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالأسْبَاطِ وَمَا أُوتِيَ مُوسَى وَعِيسَى وَمَا أُوتِيَ النَّبِيُّونَ مِنْ رَبِّهِمْ لا نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِنْهُمْ وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ
— «Скажите: «Мы уверовали в Аллаhа и в то, что было ниспослано нам, и в то, что ниспослано Ибраhиму, Исма‘илу, Исхаку, Я‘кубу и его потомкам, и в то, что было даровано Мусе и ‘Исе, и в то, что было даровано всем Пророкам от Господа их. Мы не делаем различия между ними по Вере и придерживаемся той же религии, что и они».

По поводу численности Пророков у теологов Ислама не сложилось единого мнения: некоторые из них не назвали точное число, считая, что об этом нет хадиса со степенью «сахих» (т.е. достоверного), другие же в этом вопросе придерживаются того, что сказано в следующем хадисе, переданном Ибн Хиббаном от Абу Зарра. «Я спросил Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение: «О, Посланник Аллаhа, сколько всего было Пророков?» Пророк, мир Ему и благословение, ответил:

مِائَةُ أَلْفٍ وَأَرْبَعَةٌ وَعشْرُونَ أَلْفًا
— «Сто двадцать четыре тысячи». Далее я спросил: «О, Посланник Аллаhа, сколько из них было Посланников? Пророк, мир Ему и благословение, ответил:

ثَلاَثُمِائَةٍ وثَلاَثَة عَشَرَ جَمًّا غَفِيْرًا
— «Великое множество — триста тринадцать». Затем я спросил: «О, Посланник Аллаhа, кто был первым из них?» Пророк, мир Ему и благословение, сказал: «Адам». Я спросил: «О, Посланник Аллаhа, был ли он Пророком-Посланником?» Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, ответил: «Да. Аллаh дал ему особенность – прекрасное телосложение и почетную душу».

В Коране упоминаются имена 25 Пророков, а именно: Адам, Идрис, Нух, hуд, Салих, Ибраhим, Лут, Исма‘иль, Исхак, Я‘куб, Юсуф, Айюб, Шу‘айб, Муса, hарун, Зуль-Кифль, Дауд, Сулейман, Ильяс, Альяса‘, Юнус, Закарийя, Яхъя, ‘Иса и последний из Пророков, завершающий собою цепь Пророчеств – Мухаммад, мир Им всем. Сподвижник Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, Абу hурайра передал, что лучшими из Пророков являются: Мухаммад, Ибраhим, Муса, ‘Иса, Нух.

В качестве доказательства Пророческой миссии Аллаh наделял Пророков особыми, не свойственными другим людям способностями совершать чудеса, называемые муджизатами. Расскажем о некоторых их них. Когда Пророк Муса вместе с большим количеством мусульман из потомков Пророка Я‘куба вышел из Египта, люди нуждались в воде. Аллаh ниспослал Пророку Мусе Откровение, чтобы он ударил своим посохом камень, что он и сделал, после чего из этого камня появилось двенадцать родников, которые Пророк Муса разделил между Аль-асбат (потомками Я‘куба, которые были мусульманами).

До Пророка ‘Исы были те, кто оживлял людей по Воле Аллаhа, например, Пророк Хизкыль (Иезекииль) оживил восемь умерших. Он был из потомков Я‘куба, как и Пророк ‘Иса. Одним из тех, кого оживил Пророк ‘Иса, был его друг по имени ‘Азар (Лазарь, Эльазар). Когда ‘Азар заболел, его сестра пошла к Пророку ‘Исе сообщить, что он тяжело болен и находится при смерти. Пророк ‘Иса отправился к ‘Азару, до него было три дня пути. Когда ‘Иса добрался до нужного места, то оказалось, что ‘Азар уже умер и его положили в могилу. Пророк ‘Иса подошел к могиле и обратился к Аллаhу с мольбой, а затем он сказал: «По Воле Аллаhа, вставай!». И тогда ‘Азар поднялся из своей могилы. Затем он еще жил долгое время и у него даже родился ребенок. Также среди тех, кто по Воле Аллаhа был воскрешен Пророком ‘Исой, был Ибн Аль-‘Аджуз – сын одной пожилой женщины, которого проносили рядом с Пророком. Пророк ‘Иса обратился к Аллаhу, чтобы Он вернул жизнь этому человеку, после чего тот встал с кровати, которую люди несли на своих плечах, и спустился по плечам людей на землю, оделся, взял свою кровать и понес домой. Также Пророк ‘Иса воскресил по Воле Аллаhа одного правителя, которого несли на похоронных носилках, с ним произошло то же, что и с сыном пожилой женщины.

Об одном из чудес, произошедших у Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, передали Аль-Бухарий и Муслим от Джабира. Люди испытывали жажду в день Худайбийя, тогда у Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, в руках был кувшин с водой, которой Он хотел делать омовение. Люди подошли к нему, испытывая жажду. Пророк, мир Ему и благословение, спросил: «Что случилось?» Они ответили: «О, Посланник Аллаhа! У нас нет больше воды ни для питья, ни для омовения». Тогда Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, положил свою руку в кувшин, и из промежутка между Его пальцами появилась вода и стала вытекать струями, подобно роднику. Мы испили этой воды и сделали омовение. Некоторые спросили: «Сколько вас было?». Джабир ответил: «Если бы нас было сто тысяч, то нам бы хватило, а нас было тысяча пятьсот человек». Вода появилась прямо из самой плоти между пальцами Пророка, мир Ему и благословение, как передал Ан-Нававий в объяснении хадиса имама Муслима. И это подтверждают слова Джабира: «Я видел воду, выходящую между пальцев, которая била ключом». Имам Аль-Байhакый в своей книге «Доказательства от Катады ибн Ан-Ну‘ман» передал, что Катада получил ранение глаза в битве при Бадре и его глаз выпал из глазницы и повис на щеке. Перед тем как отрезать этот глаз, по этому поводу посоветовались с Пророком Мухаммадом, мир Ему и благословение. Он ответил: «Нет». Пророк, мир Ему и благословение, позвал этого сахаба и своей ладонью вернул ему глаз на место. Позднее Катада стал видеть этим глазом лучше, чем другим. Также из чудес Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, — история, которую передал имам Ахмад в хадисе, переданном от Абу Са‘ида Аль-Худрий, где сказано, что один пастух пас баранов в местности Аль-харра и на одного из баранов напал волк. Пастух же встал между бараном и волком. Волк сел на свой хвост и сказал ему: «Ты не боишься Аллаhа, раз ты встал между мной и моей долей, которую мне дал Аллаh?!». Пастух ответил: «Удивительно! Волк сидит на своем хвосте и разговаривает по-человечески». Волк сказал ему: «А я расскажу тебе более удивительную вещь, чем то, что сделал я». И продолжил: «Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, рассказывает людям о наступающих вестях». Пастух пошел в Медину к Пророку Мухаммаду, мир Ему и благословение, и рассказал о том, что с ним произошло. Пророк вышел к людям и сказал пастуху, чтобы тот рассказал об этом народу. Пастух поведал людям о том, что произошло с ним. Пророк, мир Ему и благословение, сказал: «Ты сказал правду! Один из признаков Конца Света – разговор животных с людьми». Потом Пророк сказал: «Клянусь Аллаhом, одним из признаков Конца Света будет разговор животных, сандалий и плетей с человеком, и также бедро человека расскажет о том, что делала его семья в его отсутствии».

Чудо – это необыкновенное явление, которому невозможно противостоять, происходящее у тех, кому даровано Пророчество, в поддержку их призыва. Поэтому если произошло что-то необыкновенное у людей, не являющихся Пророками, например, чудеса, происходящие у аулия (святых), то это не чудо, а кярамат – особенность, подчеркивающая особый почет этого человека. В этих кяраматах также есть подтверждение истинности Пророка, за которым следовал этот святой. Среди необычных явлений бывает и магия, но, как известно, магии может противостоять другая, более сильная магия. Магия чудом не является, поскольку, как мы уже говорили, чудо бывает только у Пророков и чуду невозможно противостоять ничем другим.

Посланники Аллаhа являлись примером для людей, поэтому Творец наделил их прекрасными качествами, оградив от всего того, что может подорвать их авторитет и в чем их могли бы упрекнуть люди. Они обладали правдивостью, надежностью, красотой, мудростью, отвагой, а также проницательным умом и высокой нравственностью. Ни один из Пророков никогда не обманывал людей, которые обращались к нему за советом, и не совершал подлых поступков, таких, например, как похотливое подглядывание за посторонними женщинами. Каждый из Пророков имел высокий интеллект, поскольку они посланы Аллаhом для того, чтобы передать людям послание о том, что полезно для них, и приводить доказательства упорствующим неверующим, а слабоумие и глупость противоречили бы тому, что требуется от них. У Пророков не бывает опережения языка (оговорок, когда человек хочет сказать одно, а непроизвольно получается совсем другое), как в религиозных, так и в мирских вопросах, поскольку тогда люди бы сомневались в словах Пророка, а это противоречило бы его миссии. Создатель уберег каждого из них от неверия (куфра), от больших грехов, а также малых грехов, сопряженных с подлостью. Аллаh сохранил их от всего этого как до, так и после ниспослания им Пророчества. В случае совершения малого греха, в котором нет подлости и низости, как это произошло с Пророком Адамом, когда он съел запретный плод, они сразу получали предупреждение о покаянии и каялись до того, как за ними последуют люди в этом малом грехе, потому что они являются примером для людей. В Кур‘ане сказано (46:35):

فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُولُو الْعَزْمِ مِنَ الرُّسُلِ
— «Аллаh повелел, чтобы Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, терпел, как терпели обладатели твердости из числа Посланников (Ибраhим, Муса, ‘Иса, Нух)». Испытания были ниспосланы Пророкам для повышения их степени почетности, и какими бы ни были трудности и беды, Пророки всегда были защищены Аллаhом от всего того, что могло бы оттолкнуть от них людей, в частности, от омерзительных болезней. Например, Пророк Айюб тяжело и долго болел, но его болезнь не сопровождалась выходом червей из тела, как думают некоторые люди, так как это не достойно Пророков.

Пророки всегда были лучше тех, к кому они были посланы. В Кур‘ане сказано (3:33):

إِنَّ اللَّهَ اصْطَفَى ءادَمَ وَنُوحًا وَءالَ إِبْرَاهِيمَ وَءالَ عِمْرَانَ عَلَى الْعَالَمِينَ
— «Воистину, Аллаh избрал Пророками Адама, Нуха (Ноя), а также род Ибраhима и семейство ‘Имрана, даровав им превосходство над другими созданными». Пророческие Послания были завершены с Посланием Мухаммада, мир Ему и благословение. Он является последним и самым великим Пророком.