Закят – это выделение части имущества в собственность определенных категорий мусульман в соответствии с Шариатом. Закят выделяется не за все имущество, имеющееся у мусульманина, а только за определенные его виды. Также есть особый вид закята, который выплачивается исключительно в месяц Рамадан – закят за тело мусульманина (закят аль-фитр). В Кур‘ане сказано (2:43):
وَأَقِيمُوا الصَّلاةَ وَءَاتُوا الزَّكَاةَ
— «Выполняйте намаз и выплачивайте аз-закят».
Перечислим виды имущества, которые подлежат к выплате закята:
1. животные
– верблюды;
– коровы, в том числе буйволы;
– овцы, в том числе козы;
2. финики и изюм;
3. зерновые культуры, которые используются для еды в мирное время:
– пшеница;
– ячмень;
– горох;
– рис;
– кукуруза;
4. золото и серебро (кроме разрешенных украшений из этих металлов).
5. рудник (выделение закята происходит после очищения от земли драгоценного ископаемого (т.е. золота или серебра);
6. найденный клад
7. имущество от некоторых видов торговли (при этом закят выплачивается не той продукцией, которую продают).
8. Аль-Фитр – закят за тело мусульманина, который выделяется в месяц Рамадан.
Согласно Шариату определено минимальное количество имущества, подлежащего закяту (нисаб) и условия, при которых закят подлежит к отчислению. Рассмотрим этот вопрос подробнее, применительно к перечисленным выше видам имущества.
Владелец животных обязан выплатить закят только при наличии всех перечисленных условий, а именно:
– количество имеющихся у него животных должно быть не менее первого нисаба (если он держит верблюдов, то их должно быть не меньше 5; если у него коровы, то — минимум 30; если овцы (козы) – не меньше 40);
– наличие данных животных в количестве не менее первого нисаба должно быть у хозяина в течение 1 лунного года;
– наличие пастуха. Т.е. закят выделяется при условии, что стадо пасет хозяин или его раб или тот, кого он нанял в качестве пастуха;
– животные должны пастись на пастбище, которое никому не принадлежит, то есть, не на частной собственности;
– животные должны кормиться только на пастбище. Если хозяину приходится докупать для них корм, то он не обязан выплачивать закят;
– скот не должен использоваться для работы. Если же на этих животных ездят или пашут, то закят не выплачивается.
Теперь остановимся на том, что именно выделяется в качестве закята за животных.
С одного нисаба верблюдов (5 верблюдов) закятом является один годовалый баран (или баран, которому меньше года, но появились зубы) или коза (козёл) двухлетка. Если в наличии два нисаба (10 верблюдов), то отдается два барана, если три нисаба (15 верблюдов), то — три. С 20 верблюдов – четыре годовалых барана или четыре двухгодовалых козы. При наличии 25 верблюдов, в качестве закята отдается верблюдица, которой пошел второй год.
Размер закята между нисабами определяется тем нисабом, который есть в наличии у хозяина, а не тем, который им еще не достигнут. Например, у хозяина есть 19 верблюдов и в этом случае он выделяет закят как с 15 верблюдов, т.е. 3 барана. Если, например, в наличии 13 верблюдов, то закят выделяется как с десяти – 2 барана.
Если у человека есть только верблюды (в количестве не менее нисаба) и нет овец, то чтобы выплатить закят он должен купить барана и отдать в качестве закята.
С одного нисаба овец (40 овец) закятом является один годовалый баран (овца) или двухгодовалый козёл (коза).
С одного нисаба коров (30 коров) закятом является один годовалый бычок. Со второго нисаба коров (40 коров) выделяется закят в количестве двух годовалых бычков или одного двухгодовалого бычка.
Тот, у кого в стаде число голов скота больше, чем рассмотрено в этом разделе книги, должен получить дополнительные разъяснения по этой теме.
Первый нисаб фиников, изюма и зерновых культур – 5 виск
5 виск – это 300 са’а по са‘а Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, эталон которого находится в Хиджазе;
1 виск = 60 са’а
1 са‘а – это 4 пригоршни среднего человека (4 мудд)
Т.е. 1-й нисаб фиников, изюма и зерновых культур – это 4 × 300 = 1200 (мудд) пригоршней среднего человека. Отсюда следует, что если урожай фиников, изюма или зерновых культур меньше, чем 1-й нисаб (5 виск), то закят не отдается.
Условия, при которых закят (от фиников, изюма и зерновых культур) подлежит отчислению:
Для вычисления нисаба учитывается урожай всего года, отдельно по каждой культуре. Например, не суммируется ячмень с пшеницей, урожай которых по отдельности меньше 5 виск. Разные сорта одной культуры считаются одним видом, соответственно их урожаи суммируются для определения наличия нисаба. В местностях, где урожай собирается 2 раза в год, суммируются оба урожая по каждой культуре и если в итоге получается нисаб, то отдается закят.
Закят отдается только после созревания урожая. Обязанность выплаты закята возникает с момента созревания даже одного финика. Созревание фиников и изюма определяется по изменению их цвета, а также по вкусу (определяется их пригодность для употребления в пищу). Закят от фиников и изюма отдается тогда, когда они высохли. Что касается зерновых культур, то их созревание определяется по отделению зерна от колоса.
Размер закята:
От 1-го нисаба фиников, изюма и зерновых культур в качестве закята отдается 1/10-я часть урожая, если он получен без искусственного полива, и 1/20-я часть — если с искусственным поливом. Например, если урожай в 300 са‘а получен без искусственного полива, то в качестве закята отдается 1/10 часть от 300, т.е. 30 са‘а. Если осуществлялся искусственный полив растений, то от урожая в 300 са‘а отдается 1/20 часть, т.е. 15 са‘а.
В отличие от животных, для фиников, изюма и зерновых культур высчитывается размер закята между нисабами. За то, что больше нисаба, закят отдается исходя из вышеприведенного расчета. Если нет нисаба, то закят не отдается.
Закят за золото и серебро, рудники и клады этих металлов
Нисаб золота – 20 мискалей = 84,875 грамм.
1 мискаль – это мера веса, эквивалентная 72-м средним по размеру зёрнышкам ячменя из местности Хиджаз, не очищенным от кожуры, но с отрезанными концами.
Нисаб серебра – 200 дирhамов = 594,125 грамм.
1 дирhам – это мера веса, эквивалентная средним по размеру 50-ти целым и 2/5 ячменного зернышка.
Закят за нисаб золота или серебра составляет 2,5%. За то, что больше нисаба, закят отдается по такому же расчету. Закят за золото или серебро отдается при их наличии у хозяина в течение лунного года, например, в виде золотых монет или слитков.
Что касается золота и серебра из рудника или клада, то в этих случаях нет условия, ждать год перед тем, как выплатить закят. Если человек нашел рудник, содержащий нисаб этих металлов, то он обязан отдать закят сразу после очистки их от земли. Если в найденном кладе есть золото или серебро в размере нисаба, то закят отдается сразу.
От клада выплачивается 1/5-я часть, а от рудника 2,5%, поскольку для золота и серебра из рудника требуется предварительная очистка.
Закят с имущества от торговли
Закят с имущества от торговли определяется нисабом золота или серебра (соответственно, 20 мискалей для золота и 200 дирhамов для серебра). Нисаб определяется по годовому обороту имущества (товара, денег), путём перерасчета стоимости имущества на эквивалентное количество золота или серебра. При наличии нисаба по истечении года, закят отдается в размере 2,5%. Если, например, нисаб определялся по золоту, то и закят отдается золотом или эквивалентной суммой денег.
Имущество двух и более партнеров учитывается как имущество одного человека в определении нисаба и в выделении закята в том случае, если были соблюдены все условия совместной торговли партнеров. Например, два или более человек вложили по определенной сумме денег в общее дело, вместе торгуют и не разделяют деньги на «свои» и «чужие». В этом случае они отдают один закят (как от одного человека).
Закят «Аль-Фитр»
Закят «Аль-Фитр» выдается за тело каждого мусульманина, который прожил и последнюю часть месяца Рамадан (заход солнца последнего дня Рамадана) и первую часть месяца Шавваль и он еще жив (и не находится в том состоянии, когда выходит душа).
Если человек умер до захода солнца последнего дня Рамадана или родился после захода солнца последнего дня Рамадана, то за этих людей закят «Аль-Фитр» не отдают.
Закят «Аль-Фитр» обязан отдавать каждый свободный от рабства мусульманин, выделяя его за себя и за тех мусульман, кого он должен содержать: за жену, несовершеннолетних детей, бедных родителей. Если кроме вышеперечисленных лиц мусульманин взял на содержание, например, сирот — мусульман, то за них он тоже выделяет закят «Аль-Фитр».
Закят «Аль-Фитр» отдается в размере 1 са’а пшеницы или продуктов, наиболее употребляемых в данной местности.
Закят выделяется при наличии зияды, то есть, у человека средств остается больше, чем его долгов, расходов на одежду, пищу и жилье, необходимых ему и тем, кого он должен содержать, — на день праздника «Аль-Фитр» (Ураза-Байрам) и последующую ночь.
Запрещается (харам) откладывать выплату закята до момента захода солнца праздничного дня без оправдания. Оправданием в данном случае может быть ситуация, когда человек не нашел никого из тех, кто вправе получать закят.
При выделении любого вида закята необходимо сделать соответствующее намерение. Намерение может возникнуть, например, в момент раздела имущества при определении той его части, которая будет отдана в качестве закята. Также будет достаточно намерения, возникшего непосредственно перед передачей закята.
Закят выдается перечисленным ниже категориям мусульман, находящимся в местности выделяемого закята:
Факыр – нищий, не имеющий даже половины того, что ему необходимо для существования, и не имеющий того, кто бы его обеспечивал.
Мискин – нуждающийся, который имеет больше половины того, что ему необходимо для жизни, однако, не обеспечивающее достаток.
Сборщики закята, назначенные правителем (имамом, судьей), но не получающие зарплату за эту работу.
Недавно принявшие Ислам и не находящиеся в тесном контакте с мусульманами. Закят выдается им для укрепления их веры, независимо от того бедные они или богатые.
Рабы, подписавшие договор со своими хозяевами о выкупе себя из рабства.
Должники, которые не имеют возможности расплатиться за свой долг. Среди них те, которые взяли в долг на халяль, и те, которые взяли в долг на харам, но впоследствии в этом покаялись.
Фи сабили-лляh – добровольцы, защищающие Ислам;
Путешественники, не имеющие средств для возвращения домой или для того, чтобы добраться до места назначения (при условии, что цель путешествия дозволенная). К этой категории относятся и те, которые хотят, например, совершить хадж, но не имеют для этого средств.
Выплата закята другим лицам, кроме вышеперечисленных категорий, по Шариату считается недействительной и не принимается Аллаhом.